Фальшивые фермеры и здоровая еда

zdorovaya-eda

Татьяна Лебедева, создатель и главный редактор LookBio.ru, журнала об органической еде, натуральной косметике и экосредствах для дома: На днях приятельница вывесила на моей странице в Фейсбук фотографию, на которой красовался кусок страшненького сыра, тугие сардельки и нечто напоминающее сливочное масло – все заботливо обернуто убогими полиэтиленовыми пакетиками. «Меня уверяют, что это фермерские продукты!» — кричало фото, а в личном сообщении подруга просила помочь ей разобраться с мошенником, выдающим непонятно что за продукты «собственной фермы».

Но как по фото определить происхождение продукта? Даже если вы имеете возможность понюхать этот продукт, повертеть в руках, положить на язык, как вы узнаете всю родословную этой сардельки, если она приехала к вам без паспорта? Если привез её человек, уверяющий, что он фермер и «всё вот этими самими мозолистыми руками». А то, что документа нет, так страна у нас такая – трудно крутиться бедному крестьянину.

Конечно, сардельку можно отнести в лабораторию, где за немалые деньги вам ее разложат на составляющие, а также проверят на следы антибиотиков, гормонов, пестицидов и всего того, что обнаруживается в обычной промышленной еде, которой завалены наши супермаркеты. Но если не выключать голову и хотя бы немножко понимать из чего и как делается еда, то и так понятно, что количество якобы «фермерских» продуктов и доставок в разы превысило число фермеров.

Что такое «фермерский»?

Сегодня слово «фермерский» означает только юридический статус производителя – фермерское хозяйство (КФХ). Самое смешное, что иногда (как в случае с нашими «фермерскими» сардельками) оно даже этого не обозначает. Как выяснилось позже, фермер Ш., производитель фальшивых сарделек и прочего добра c фотографии, вообще располагает только личным приусадебным хозяйством (попросту – огород), а значит любая коммерческая деятельность ему не разрешена в принципе, что, конечно, не помешало этому предприимчивому человеку уверять своих клиентов, что у него есть и колбасный и сырный цех. Так и хочется добавить еще полтыщи одних курьеров, которые туда-сюда бегают.

В нашем случае под видом «фермерской» продукции предприниматель, очевидно, скупает у небольших районных производителей всё, что может сойти за «фермерское», возможно, перепаковывает и сбывает в Москву «задорого», хотя уверяет, что «это еще дешево, фермерское ведь».

С другой стороны, под вывеской «фермерское хозяйство» может оказаться и внушительных размеров предприятие, ничем не отличающееся от агрохолдингов с их ядохимикатами, стимуляторами роста и маленькими хитростями по приданию продукту «первой свежести».

И те и другие без оглядки вешают на свои продукты ярлык «фермерский». Ведь этот ярлык – ни о чем. Он ничего не значит ни де-юре ни (как выясняется) де-факто. Но нам же важен не ярлык, а суть продукта, правда?
Сливочное масло – без пальмы, говядина и курица – без следов антибиотиков и гормонов, овощи – без ядохимикатов и минеральных удобрений. Молоко – из-под коровы, а не разведенный сухой порошок, наконец.

Да, горожане отчаянно ищут более здоровые продукты, от которых у малышей не краснеют щечки, у аллергиков не бывает высыпаний, которые напоминают нам, взрослым горожанам, почти забытый вкус истинных натуральных продуктов из детства.

И если вам тоже нужны честные, здоровые продукты, привыкайте не реагировать на слово «фермерский». Вы же не воспринимаете всерьез замыленное слово «уникальный», встречающееся в каждой второй рекламе? «Фермерский» — не значит ровным счетом ничего!

Как же выбрать честные, здоровые продукты?

На этот вопрос ответить сложно. Потому что, во-первых, таких продуктов в России пока очень мало. Во-вторых, они значительно дороже. В-третьих, -но только не бейте! – честные, здоровые продукты должны стоить дорого, если только фермера не субсидирует государство. А у нас оно не субсидирует, нет! Почти все громогласно объявляемые субсидии уходят в агрохолдинги.

«Фермер» Ш. уверял, что у него, в личном хозяйстве, то бишь практически на огороде, есть и колбасный и сырный цех. На самом деле, построить пищевой цех, отвечающий санитарно-гигиеническим нормам – огромные затраты, а кредиты фермерам сейчас дают (если дают) под 23% годовых.

Ну а кроме инвестиций в переработку и логистику, которых у небольших фермеров почти всегда нет, существует простая съестная математика, которую нам, ищущим здоровые продукты, не мешало бы усвоить. Например,

Чтобы получить 1 кг сливочного масла по традиционной технологии — из сливок, нужно не менее 25 литров молока. Нижняя граница цены сырого молока – 25 р./литр. Соответственно, чтобы произвести кило масла, производитель затрачивает не менее 625 руб. на сырьё. То есть, при самых скромных подсчетах, двухсотграммовая пачка масла, сделанного по традиционной технологии из сливок, не может стоить дешевле 125р.
На производство 1 кг сосисек/сарделек уходит не менее 1,2 кг мяса. Сколько стоит мясо (а не обрезки) – все знают. Соответственно, сосиски никак не могут стоить дешевле.

Съестная математика бесконечна. Но принцип «самое дорогое – значит самое здоровое» тоже не работает. Здесь есть масса всяких «но», включая маркетинг, позиционирование товара и даже магазин, в котором он продаётся.

И всё же, как выбрать самые безвредные, честные, здоровые продукты? Самый правильный ответ – продукты с органическим (или био) сертификатом. Органический сертификат международного образца (знак «Евролист», USDA Organic или Bio Suisse) либо добровольной российской сертификации («Чистые росы», «Листок жизни.Органик») на упаковке говорит о том, что продукт выращен и произведен в соответствии со строгими правилами органического производства, не допускающими применение ядохимикатов, гормонов роста, антибиотиков, синтетических консервантов, красителей и прочих промышленных уловок. Органик-маркировка (не путать с самопальным «зелеными» значками всех фасонов) подтверждает, что продукт соответствует органическим стандартам, и это было проверено соответствующими специалистами.

Другое дело, что продуктов с органик-маркировкой в России пока очень мало, и стоят они недешево. И если вы, как и я, не собираетесь жить впроголодь до того счастливого момента, когда отечественные производители завалят нас недорогой, но вкусной и здоровой органической едой, то будьте разборчивыми и привередливыми при выборе продуктов «от фермеров».

У настоящего «фермерского» продукта должно быть лицо и имя фермера, который его создал! Лицо обязано отвечать на вопросы: как продукт выращен, на каких почвах, с применением каких удобрений. Имя должно нести ответственность за свой продукт. Только после того, как вам удалось заглянуть в честные глаза фермера (хотя бы через фейсбук), и найти в них ответы на все волнующие вас вопросы, словосочетание «фермерский продукт» обретают свою истинную сущность.

Да, наводя справки о производителе, его методах производства и репутации, вы потратите немало времени. Зато получите в итоге более безопасную и здоровую еду! Да и фальшивых фермеров поубавится, если покупатель станет разборчиво и грамотно подходить к выбору продуктов и поставщика.

Facebook: https://www.facebook.com/lookbio.ru

VK: https://vk.com/lookbio

Lookbio.ru

[jetpack-related-posts]

Статьи по теме

О проекте

Концепция портала СОЗНАТЕЛЬНО.РУ отражает вдумчивый, научно обоснованный и естественный подход к воспитанию детей, здоровью семьи, построению добрых и гармоничных отношений. Собранная здесь информация будет наиболее интересна настоящим

читать подробнее

Контакты

© 2009-2024. СОЗНАТЕЛЬНО.РУ. Все права защищены.

Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика