Глаза матери: свидетельствование или наблюдение

glaza-materi

Марьяна Олейник, доула: Мишель Оден много говорит о негативной роди свидетельствующего в родах. Среди главных факторов, влияющих на то, чтобы женщина могла полностью погрузиться в свой инстинктивный процесс, он называет наблюдение. Если женщина чувствует, знает, что на нее смотрят, она уже напрягается, меняет свое поведение, не может быть до конца свободна в своих проявлениях, начинает думать, оценивать, анализировать, а как она выглядит, а можно ли себя так вести и т. д.

Я много думала про это все годы своей практики сопровождения в родах. Если так, тогда зачем доула? Действительно ли акушерка должна быть незаметной, «вяжущей в углу»? Насколько это не утопическая идея — быть прозрачной, нейтральной в родах?

И вот что надумала я. Нейтральной быть на родах — невозможно. Это все ужимки и прыжки беспокойного, горделивого ума. Каждый человек — энергия, даже если он уже не в теле, что уж говорить о проявленных. Мы чувствуем тех, кто не рядом, но просто думает о нас. Неужели ж на нас никак не повлияет человек, находящийся в непосредственной близости?

Если на родах есть женщина рядом — акушерка то или доула — сейчас, кстати говоря, неважно — у нее есть Глаза. Она ими смотрит. И это — огромное действие. Но — оно может иметь совершенно разные векторы: целебный, поддерживающий, живящий и деструктивный, тормозящий, подавляющий.

Одни глаза — наблюдателя. Не того, прекрасного-внутреннего, а вполне себе наружного — вернее, сидящего внутри другого человека. Запутала вас? Наблюдение в глазах другого человека в самом прямом смысле слова. Оценочное.

Идет все в связи с его ценностями в голове — хорошо, глаза будут доброжелательными, приятными. Но напряжение в них все равно будет — отслеживающее, боящееся пропустить что-то, пусть даже или особенно даже самое мелкое, но значительное. Этим глазам надо — соответствовать. Им нужно — доказывать. Им хочется — нравиться. Быть хорошей роженицей, стойкой женщиной, красивой и сексуальной богиней-землей, дающей жизнь, прилежной ученицей, сдающей экзамен своей акушерке с курсов — о том, какая она сильная и не то что та, «из примеров».

В этих глазах нет «пустоты» (empty) — той пустоты от своих мнений, представлений, страхов и идей, которая бы позволила бы им просто — видеть, просто смотреть и да, … свидетельствовать.

Свидетельствующие глаза — другие. Они могут быть прямо-таки необходимы — вообще говоря, человеку-то они очень нужны. Эти глаза — копилка. Ты видела, какая я молодец? Ты видела, как сильно мне больно, каким трудом мне достается ребенок? Ты видела, что я боюсь? Ты видела, как у меня получилось справиться? Ты видела, как я отчаялась и уж было думала — отступить? Ты видела — как я рычала, и в ярости, любви приводила сюда дитя?

Эти глаза — на них можно опереться. Они разделяют, принимают, следуют за мной — радуются, восхищаются, сострадают, замечают — они не безразличны, но они свободны от эго. И в то же время — свидетельствование теплое возможно только из человеческой, самой гуманистической нашей части, из включенности. Из разрешения себе быть полным, собой, рождаются глаза — понимающие, а даже уже не допускающие, что есть — полная себя — ты — любая.

И знаете в чем главный секрет этого текста?

Что эти глаза, прежде всего, внутри самой роженицы. Я и ты — мы можем смотреть на нее любыми глазами. Я могу любить ее каждым лучиком вокруг каждого моего глаза, но если ее мать была холодной и условно любящей, мои лучики вокруг глаз, станут для нее пронзительными стрелами, от которых опасно и хочется уворачиваться также, как женщина в цирковом номере от ножей метателя. И тогда тело будет принимать искореженную, напряженную позу, и тогда ей будет больно и вправду — душе и телу.

Я могу сидеть нога на ногу, нервно подергивая мыском — так-так, ну сколько там времени уже прошло, но если рожающая женщина была вылюбленной, прогретой солнечной мамой, она увидит в этом только мой задор. Велика сила проекции. Особенно в родах.

Когда-то давным-давно, еще до появления медицины, рядом с женщиной на родах была старшая женщина в роду или племени — Большая Мать. Стоит ли говорить про этот архетип подробнее? Это та, что имеет многократный опыт рождения своих детей, та, что мудрая, покрывающая, мать, в сконцентрированным, утрированном виде.

Прошло тысячи лет. Рядом с женщиной на родах появились врачи и акушерки, мужчины и женщины, мужья, подруги, сестры, специально вытворенные нездоровым устройством общества — доулы. Но…

Рядом с женщиной на родах по-прежнему сидит Мать. Этот перенос срабатывает всегда на главного сопровождающего в родах. Женщина видит материнскую фигуру — в женщине-враче, ведущей ее роды, в акушерке, в доуле, в своей подруге, муже. Главный, кто рядом с ней, на кого она опирается, — это мать.

Матери бывают разные, и наши взаимоотношения с ней тоже. И в зависимости оттого, какая схема отношения между дочерью и матерью в жизни, бессознательная, такой и будет перенос на присутствующего рядом: чаще всего на акушерку или доулу.

Понятное дело, что за ХХ век мы и помыслить особо не можем, что присутствующий рядом человек в роли матери может смотреть на нас как-то иначе, чем «разделяя»: хорошо-плохо, норма-патология, поддерживаю — спорю и продавливаю. Но архетипическая мать — она другая. Ее глаза — щедры и мудры, в них все женщины мира, однажды приведшие в мир нового человека. Это самая большая в мире Матрешка — Бесконечная.

Мы раписываем Матрешку. Мы решаем — какими будут ее глаза — каждый из нас — ты и я — там, в родах, рисуем эти глаза — изнутри.

Оригинал

[jetpack-related-posts]

Статьи по теме

О проекте

Концепция портала СОЗНАТЕЛЬНО.РУ отражает вдумчивый, научно обоснованный и естественный подход к воспитанию детей, здоровью семьи, построению добрых и гармоничных отношений. Собранная здесь информация будет наиболее интересна настоящим

читать подробнее

Контакты

© 2009-2024. СОЗНАТЕЛЬНО.РУ. Все права защищены.

Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика