Игры из ничего
Марина Озерова, педагог:
В своем блоге я задала вопрос: «Вы помните, чем мы развлекали себя в детстве?» Как обходились без приставок, квестов, радиоуправляемых или интерактивных игрушек? Мы вспомнили множество игр и занятий с разными материалами.
Фантики, спички и крышки от чайников.
В ход шли любые подручные средства. Например, вместо машинки — шишка, спичечный коробок, кубик, колпачок от фломастера или… Список может продолжить каждый. Из первых попавшихся материалов создавалась цивилизация: город, царство, страна или даже планета. Это царство мы заселяли «людьми» — фантиками, кусочками мозаики, пуговицами, крышечками от заварочных чайников и карандашами. А ведь людей ещё нужно было накормить, построить им дома и машины. В общем, в их жизни происходили захватывающие события, пока нас не звали домой.
Чем меньше предмет-заместитель напоминает сам объект, тем лучше для развития воображения. Если ребёнок не знает, чем заменить привычные игрушки, в дальнейшем у него могут возникнуть сложности с творческим мышлением.
Бумажные замки
Помните, девочки рисовали и вырезали кукол, платья и туфельки для них. Мальчики делали гоночные машинки, рисовали им дороги, складывали бумажные кораблики и лодочки, а потом запускали их в лужи.
Из обычной тетрадки можно устроить домик для бумажных кукол. Например, на одной страничке вырезать окошки — если постараться, получится настоящий дворец. На остальных — сад для прогулок и другие декорации.
Если родители немножко знакомы с техникой оригами, из обычного листа бумаги можно сделать всякие интересные вещи, а потом раскрасить их вместе с детьми.
Каштаны в оттопыренных карманах
Как здорово нести в оттопыренных карманах каштаны, жёлуди, шишки! И какая мама не помнит восхитительных принцесс с пышными причёсками из цветков одуванчика! А технологию не забыли?
Нужно сорвать бутон на длинном стебле, разделить стебель на несколько нитей, опустить их в воду — они завьются локонами. Бутон с «причёской» насадить на спичку или палочку, а ниже укрепить распустившийся одуванчик вместо юбки.
А из чего ещё можно сделать куклу? Из цветков укропа, из кукурузы (лицо нарисовать, а косы заплести из рылец, что окружают початок), из вьюнков. Эти цветы — готовые маленькие куклы в розовых платьях-лепестках.
Такие игрушки отлично выручают на прогулке. Они не занимают места в детской, а главное — из-за них не возникает споров и драк. Ведь их можно сделать сколько угодно.
Городок в обувной коробке
Из обувной коробки тоже можно соорудить кукольный домик. Или, составив несколько коробок, построить многоэтажку. Из чего соорудить мебель? Как сделать посуду? Как вырезать окна и дверь, чтобы удобно было расставлять предметы внутри домика?
Очевидно, что конструирование в трёхмерном пространстве помогает ребёнку воспринимать перспективу, развивает глазомер и координацию движений.
Фонтаны воображения
Иногда детям не требуется предметов-заместителей, им вообще ничего не нужно — всё происходит в воображении. Многие родители беспокоятся, увидев, как ребёнок срывает несуществующие ягодки или скачет на невидимом коне. Но если в целом развитие ребёнка в норме, воображаемые предметы, друзья или игры — вполне нормальное явление. Главное, чтобы они не заменили настоящих друзей и не вытеснили обычные предметы.
Наверное, каждый может вспомнить такие затеи. Одна моя читательница придумала игру про Королеву-солнце. У неё было множество слуг. Для этого развлечения не требовалось ровным счётом ничего, играть можно было даже на школьной переменке в коридоре. Королева превращалась в разных зверей и освобождала из плена несчастных. Или совершала другие подвиги — сюжеты были неисчерпаемы.
Другие играли летом во владельцев табуна. Табун был невидимый, но его надо было выгуливать-пасти, запоминать вожаков, продавать-менять некоторых лошадей (у детей был целый список имен, мастей и других характеристик). Иногда ездили на вожаке (эту роль выполнял велосипед).
Оставшись дома без родителей, дети смотрели в окно и представляли, что все пешеходы внизу — инопланетяне, а сами они смотрят из иллюминатора космического корабля на чужую планету.
Особенно помогает воображение при выполнении скучной домашней работы. Например, во время мытья посуды можно играть в мойку машин: столовые приборы — люди, остальное — транспорт.
Или представьте себе, что посуда — это разные фонтаны в большом саду. Если подставить ложку под струю воды, она разбрызгивается в разные стороны — фонтан заработал. А вот эта вилка в стакане — принцесса, заточенная в башне. Её охраняет великан — большой половник. Но на помощь ей мчится принц на коне — давилка для чеснока.
Если у ребёнка чересчур много игрушек, фантазия и воображение становятся ненужными. Позвольте вашим детям применить творческое мышление в самых обычных бытовых ситуациях. Ведь очень скоро они вырастут, и тогда им обязательно пригодится умение преображать мир!
Смотрите также бесплатная онлайн-лекция Марины Озеровой «Чтение как Приключение»
Онлайн-практикум Марины Озеровой «Чтение как приключение»
Цикл из 5 онлайн-практикумов «Чтение как приключение» Марины Озеровой
Открытый урок «Игра и дети». Ведет педагог, автор методики игрового обучения детей разных возрастов Женя Кац