Непреодолимая тяга к творчеству: развиваем воображение ребенка

rasvivaem voobrajenie

Сознательно.ру: Маленькие дети познают мир через игру. У психологов для этого даже есть специальный термин: «человек играющий». Малыши увлеченно копируют и обыгрывают все, что видят вокруг: повседневные действия взрослых, сюжеты книжек или поступки мультипликационных героев. Причем, во время игры ребенок часто по-новому использует для своих целей все, что попадает под руку: коробки, палки, цветную бумагу, скотч, носовые платки, тряпочки. Он вдохновенно играет и лепечет что-то себе под нос — красота!

Раз все происходит как бы само собой, должен ли родитель что-либо делать для развития творческих способностей ребенка, и бывает ли так, что среднестатистический трехлетний малыш не умеет играть? На этот вопрос мы попросили ответить медицинского психолога, игротерапевта и создателя Площадки Игры и Общения Егора Бахотского: «Для начала обозначу свою позицию. Дело в том, что сейчас активно цитируют разных специалистов, которые пишут о важности игры. В целом это — здорово. Но (и я согласен с этим) Сюзанна Миллер, авторитет в области психологии игры предупреждает: «Термин «игра» давно уже является «лингвистической мусорной корзиной» для обозначения поведения, которое выглядит произвольным, но при этом не имеет, как кажется, явной биологической и социальной пользы. Такая категория игры слишком многозначна…» Для меня (как и для многих специалистов в области психологии игры) не всякая свободная активность ребенка — это игра. Дети не умеют играть от природы. Игра — это часть человеческой культуры. Недостаточно просто оставить детей в покое, чтобы они заиграли. Факт в том, что очень многие современные трехлетки (и пятилетки, и даже восьмилетки) играть не умеют. Однако, если мы предполагаем, что все дано от природы и главное не мешать, тогда родителям вообще ничего не надо делать. А если считаем, что ребенок — чистая доска, то взрослый должен определять содержание его занятий. Хотя истина, она, как всегда, где-то посередине».

Что ж, будем «определять содержание занятий». Вот несколько простых способов, которые помогут сделать
удачный старт:

1. Устройте игровой уголок. Даже если ваш ребенок младше полугода, вы вполне можете начать «обучение», устроив ему безопасное место (обычно где-то на полу или в манеже), из которого он будет наблюдать за вами. Для детей постарше это может быть специально выделенная часть гостиной или другой общей комнаты, в которой, например, стоит детская кухня, домик или… пусть это будет даже обычный игровой коврик. Главное, чтобы вы и ваши повседневные дела были в поле зрения малыша. О своем опыте рассказывает главный редактор онлайн-журнала для родителей Mommy’s Mag, научный обозреватель Анна Ремиш: «Примерно месяца в два отроду я начала выкладывать дочку на игровой коврик в гостиной, а сама в это время готовила, ела, ходила туда-сюда или убиралась на кухне… Правда, тут надо заметить, что у нас совмещены кухня и гостиная. Результат меня очень удивил и одновременно обрадовал: во-первых, у ребенка очень рано проснулся пищевой интерес (я часто садилась рядом с дочкой на коврик и завтракала), во-вторых, где-то в полтора-два года она начала активно повторять мои действия: например, убираться. Помню, как дочка начала помогать бабушке мыть пол, когда они что-то разлили. Бабушка была в восторге! В-третьих, мой ребенок научился-таки играть сам. Я лишь помогала, обеспечивая необходимым материалом: разрезала скотч, когда меня об этом просили, доставала и раскладывала коробки, находила всякие тряпочки, сумки, маленькие полотенца и даже разрешила использовать мелкую кухонную утварь, кроме стеклянной посуды, ножей и вилок, разумеется. А так, нет, я не вмешиваюсь: ребенок играет — и отлично!»

2. Говорите с ребенком, рассказывайте ему истории о своих повседневных делах или о том, что видите вокруг. Только не мудрите, чтобы не получилось, как в анекдоте про папу и яблоко, в конце которого сын спрашивает: «Папа, а ты с кем сейчас разговаривал?»

3. Включите музыку. Музыкальное сопровождение можно использовать по-разному: возьмите паузу и просто потанцуйте с малышом. Однако можно подойти к этому и очень творчески, разыграв под какую-нибудь музыкальную историю, обсудив потом настроение мелодии и причины, почему оно было именно таким.

4. Выходите на улицу! Ребенку необходимо наблюдать окружающий мир. Помните, как в мультике Ежик и Заяц лежали на травке и угадывали, на что похожи проплывающие по небу облака? Вот это и есть самое настоящее развитие воображения и фантазии, и, несомненно, ни один современный компьютер или телевизор никогда не заменят его. Посмотрите на мир глазами ребенка, и вы удивитесь, насколько необыкновенным может быть простой зеленый листочек или обычное дерево.

5. Подберите «реквизит». Выше мы писали, что картонные коробки, упаковочная бумага, скотч и тряпочки — это все, что нужно ребенку для творческой игры. Коробки — вообще неоценимый ресурс: это же разноформатные трансформеры! Мало того, из них можно вырезать всякие интересные штучки типа домика или кукольного театра. Пусть ваш малыш фантазирует, придумывает новые способы использования самых обыкновенных вещей. В конце концов это ведь и есть не что иное, как творческий подход!

 

Статьи по теме

О проекте

Концепция портала СОЗНАТЕЛЬНО.РУ отражает вдумчивый, научно обоснованный и естественный подход к воспитанию детей, здоровью семьи, построению добрых и гармоничных отношений. Собранная здесь информация будет наиболее интересна настоящим

читать подробнее

Контакты

© 2009-2019. СОЗНАТЕЛЬНО.РУ. Все права защищены.

Яндекс.Метрика