О кружках и секциях. Часть 3 — педагог
Марина Озерова, педагог, психолог: Мы начали разговор про учителей и про наши ожидания от них.
Вы знаете, с годами, пока сама училась, и вот теперь дочка учится, я пришла к выводу, что мне абсолютно безразлично, будет ли этот человек учителем, или нет. Мне важно, чтобы он был Профессионалом с самой большой буквы «П». Если человек нашел «свое» дело всей жизни, если он вкладывает в него душу, если он с этим живет, а не «ходит на работу» — совершенно все равно, были ли у него изначально педагогические способности и еще «все равнее», есть ли у него право преподавать.
Потому что человек, по-настоящему влюбленный в свое дело, умеет им заражать и без методически правильных объяснений. Я не знаю, видели ли вы таких мастеров-виртуозов, на которых можно вечно смотреть, как на льющуюся воду или горящий огонь. Я таких, к счастью, видела, и по моему опыту — даже если рядом постоять, можно «заразиться». И если этот профессионал в принципе не питает ненависти к людям (дети тоже люди, не забываем), то он вполне может объяснить ребенку, что и как, а главное — передать ему свою искорку, из которой при правильном уходе непременно разгорится пламя.
Итак, для меня лично это первое требование — погружение в свое дело.
Второе (мое личное мнение, возможно, оно не всех устраивает) — как говорили в моем детстве, «моральный облик педагога». Потому что дети гораздо больше впитывают невербальной информации, нежели вербальной. И то, что мы считаем «за кадром», воспитывает их гораздо эффективнее, чем «план урока». Поэтому лично для меня очень важно, чтобы я могла человеку доверить ребенка и с точки зрения нравственной.
Третье — взаимодействие и открытость с родителями, но при этом умение разрешать сложные ситуации и мелкие конфликты на уроке самостоятельно.
Четвертое — этот человек интересен ребенку и ребенок его позитивно воспринимает, между ними возможен эмоциональный контакт и доверительные отношения.
Пятое — при том, что человек может «вести» за собой и «заражать» своим делом, он не должен учить своему стилю. Он должен уметь нащупать стиль ученика и помочь ему встать на свою тропинку к мастерству. Другими словами, он должен воспитывать учеников, а не подражателей, должен служить толчком, а не эталоном для достижения.
Вот такой набор примерно.
Смотрите также бесплатная онлайн-лекция Марины Озеровой «Чтение как Приключение»
Онлайн-практикум Марины Озеровой «Чтение как приключение»
Цикл из 5 онлайн-практикумов «Чтение как приключение» Марины Озеровой