О кружках и секциях. Часть 1 — возраст
Марина Озерова, педагог, психолог:
Любое специальное обучение (не участие в мамином-папином деле, а именно отдельное обучение ребенка) хорошо бы начинать, когда закончится период спонтанного творчества (это к концу дошкольного возраста, то есть хотя бы с 5-6 лет).
В период раннего детства и дошкольного возраста ребенок может придумывать собственные, пусть непонятные взрослым, творческие «произведения»: он распевает свои песни на «тарабарском» языке, сочиняет стишки с нестройным ритмом, танцует дикарские танцы просто от избытка энергии, и рисует «каляки-маляки» (часто и на стенах). В этот период лучше позволить ребенку «производить», нежели «повторять».
Пусть он творит спонтанно и свободно, без указаний и рамок, его еще не нужно учить «как надо».
В дошкольном возрасте ребенок находится в стадии подражания — он хочет подражать всем действиям, которые он видит, и которые ему нравятся. Конечно, он еще не настолько владеет техникой, чтобы точно скопировать движения или произведения взрослых (например, он пишет, повторяя за мамой, но у него получается «филькина грамота»). Поэтому он не занимается полным копированием, но берет образец в качестве стимула (мама танцует, ему тоже хочется, но у него получаются другие движения).
В этом возрасте гораздо целесообразнее и эффективнее для ДАЛЬНЕЙШЕГО ОБУЧЕНИЯ И ПОСЛЕДУЮЩЕГО РЕЗУЛЬТАТА обеспечить ребенку стимулирующую творчество среду, а не водить его на специальные занятия. Мотивировать создавать свои собственные образы, давать выплескиваться этой мощной энергии, которая сейчас бурлит в нем, а не диктовать пошаговое исполнение заданного образца.
Для этого возраста вполне достаточно тех действий, которые ребенок предпринимает сам при наличии у него средств самовыражения (родители не «учат рисовать», но предлагают материалы и идеи, не «учат вокалу и постановке голоса», но создают музыкальный фон и поощряют желание петь и т.п.). Любое целенаправленное обучение в этом возрасте лишает ребенка радости первооткрывателя — создать свой собственный танец, песенку, художественный образ.
Не нужно думать, что если ребенок предоставлен в этот период свободному творчеству, потом его нужно будет «переучивать» или он будет хуже своих «раннеразвитых» сверстников усваивать материал. Наоборот, чем больше человек экспериментирует сам, чем больше он познает сам себя и свои возможности, тем лучше потом он будет осваивать предложенную деятельность. То есть, чем больше ребенок будет исследовать данные ему средства («баловаться» с красками), тем более эффективно он в будущем освоит техническую сторону дела.
Очень многие родители говорят «я сам ничего не умею».
Дело в том, что ребенку не столько нужен образец (то есть, вы музицируете-рисуете-танцуете-лепите и т.п.), а стимул и атмосфера. Вам даже не нужно уметь танцевать, нужно только восхищаться смешными подпрыгиваниями двухлетки, которые он выдает за танец. Дальше он будет «развивать» свой танец даже без увиденного образца. Конечно, можно вместе с ребенком смотреть различные танцы, но ему будет достаточно и собственного вдохновения.
Если у ребенка настоящий, стойкий интерес к делу, которое вы не можете дома преподавать, лучше опять-таки дать изучать материалы и инструменты, нежели отдавать на регулярное обучение. Дошкольный возраст — как раз самая главная эпоха креативности, и пусть ребенок максимально использует эти возможности, пусть он еще не знает «как надо», но пробует творить и придумывать. Дайте ребенку насладиться «периодом всемогущества», когда он смело экспериментирует. Не нужно торопить события — время обучения обязательно наступит.
Смотрите также бесплатная онлайн-лекция Марины Озеровой «Чтение как Приключение»
Онлайн-практикум Марины Озеровой «Чтение как приключение»
Цикл из 5 онлайн-практикумов «Чтение как приключение» Марины Озеровой