Откуда берутся толстые дети?

deti-kotorue-tolsteyt

Светлана Бронникова, клинический психолог, психотерапевт: Почему в России 25% мальчиков и 20% девочек весят значительно больше нормы, и как с этим бороться? Количество детей, страдающих ожирением, в России постоянно и угрожающе увеличивается. В этом смысле мы мало отличаемся от наших европейских и американских собратьев – такая тенденция наблюдается почти во всем мире. В настоящее время Россия занимает промежуточное положение между безусловными лидерами этой печальной статистики – Греции, США, Мексики, Италии и Великобритании, и абсолютными аутсайдерами – всеми азиатскими странами (Японией, Кореей, Китаем), Швейцарией, Норвегией, Польшей и Чехией.

Вместе с тем, дети всё раньше начинают взвешиваться и пропускать завтраки, чтобы «не поправиться». Сегодня уже неудивительно обнаружить 9-10-летних девочек и даже мальчиков, обсуждающих диеты и способы не набрать вес. Диетические эксперименты родителей тоже не остаются без внимания.

Психологи выделяют три типа пищевого поведения, неминуемо приводящих к перееданию, и, в конечном итоге, к лишнему весу и ожирению, это:

1. Экстернальное пищевое поведение. То есть, внешнее пищевое поведение, когда процесс питания запускается любыми внешними факторами (присутствие еды, ее внешний вид, запах, поведение находящихся рядом людей, еда «за компанию»), а не внутренними, т.е. ощущением голода и желанием его удовлетворить.

2. Ограничивающее (диетическое) пищевое поведение. Попросту говоря, это постоянные попытки находиться на диете и потребление недостаточного для имеющегося уровня метаболизма количества пищи, что в итоге в 90% случаев приводит к увеличению изначального веса – сброшенные в первые недели килограммы возвращаются не в одиночестве, они приводят с собой друзей.

3. Эмоциональное пищевое поведение. В этом случае процесс питания является компенсаторным: человек ест, чтобы справиться с фрустрациями или сильными негативными эмоциями.

Для современных детей характерно поведение первых двух типов и не слишком характерно третье. Естественный механизм реагирования на стресс – временное исчезновение или значительное снижение аппетита у детей чаще всего сохраняется. «Заедать» негативные эмоции привыкают, как правило, дети, для которых забота, любовь и еда стали синонимами. Так случается чаще всего у детей, переживших травмирующие события или понёсшие серьёзные утраты, в результате которых они оказались лишены внимания и любви взрослых. В таких случаях, в первую очередь, следует обеспечить ребёнку профессиональную помощь специалистов, работающих с травмой или утратой – детских психологов и психотерапевтов.

Экстернализация пищевого поведения

Регуляция пищевого поведения – что именно есть, сколько и когда – в идеале должна быть полностью отдана ребёнку, то есть, осуществляться внутренне им самим. На деле мы постоянно экстернализируем пишевое поведение детей, иными словами – выводим его управление во внешнюю сферу, чтобы нам, взрослым, было удобнее или потому, что мы считаем это правильным.

Начинается это ещё в младенчестве: до сих пор педиатры часто рекомендуют «приучать» младенцев есть не тогда, когда они голодны, а когда это удобно матери – например, «в целях отучения от ночных кормлений». Дальше – больше. Ребёнок растёт, и его поведение пытаются регулировать едой: «Будешь вести себя хорошо – получишь мороженое». Любопытно, что несколькими десятилетиями раньше, когда пищевое изобилие не было так велико, детей вознаграждали объятиями, поцелуями, поглаживаниями. Сегодня конфета всё чаще заменяет поцелуй.

Ситуация усугубляется, когда под «вести себя хорошо» подразумевается «доесть суп». За еду ребёнка вознаграждают едой. В итоге дети отвыкают прислушиваться к сигналам тела, к ощущению голода и к потребностям в том или ином виде пище, и приучаются реагировать на внешние раздражители как на пусковые механизмы для того, чтобы начать есть.

Начатое родителями завершается с началом просмотра ТВ. В Нидерландах – стране чрезвычайно маленькой – ежегодно тратится около 40 миллионов евро на рекламу, целевой аудиторией которой являются дети.
Согласно отчету Совета здравоохранения, 70% рекламного времени в детских передачах занимает реклама конфет, сладостей, шоколадных батончиков и сладких напитков. Согласно исследованию, проведенному в США, дети в результате просмотра рекламы формируют отчётливое предпочтение калорийных продуктов.

В школьных кафе, поликлиниках, центрах досуга появляются автоматы с газировкой и сладостями: в США около 80% бюджета многих школ формируют доходы, полученные от работы этих автоматов. Ребёнок с уже сформированным экстернальным пищевым поведением не сможет устоять перед соблазном, особенно под давлением группы сверстников, дружно отправляющихся в перемену за батончиками и колой.

Как поступать в таких случаях? Полагаю, многие родители скажут: «Разумеется, запрещать!». Не тут-то было.

Сладость запретного

Из эксперимента, проведенного телекомпанией BBC-2 для передачи «Вся правда о еде», стало очевидным, что дети склонны формировать стойкое предпочтение запрещенной еды – она начинает казаться им невообразимо вкусной.

В ходе эксперимента дети от 4 до 5 лет, которые изначально считали изюм и сушёное манго одинаково вкусными, через неделю отдавали явное предпочтение изюму, если на протяжении этой недели их доступ к изюму был искусственно ограничен. Сам эксперимент заключался в том, что во время школьной перемены (в Англии дети начинают ходить в школу значительно раньше российских сверстников) в холле ставились миски с сушёными манго и изюмом.

После первого сигнала свистка детям разрешалось есть манго в течение 15 минут, а после того, как раздавался второй свисток, у них было ещё 5 минут на то, чтобы съесть изюм. Как бы маленькие участники эксперимента ни любили манго, спустя всего неделю, они переставали даже прикасаться к нему и вовсю бежали к мискам с изюмом, поедая его в больших количествах даже тогда, когда выставлялось особенно много мисок с вожделённым сухофруктом.

Свет мой зеркальце, скажи!

Помимо экстернализации пищевых привычек, нельзя сбрасывать со счетов ещё один, непрямой фактор, оказывающий огромное влияние на пищевое поведение, особенно детское. Это современный культурный стандарт красоты, ориентированный, разумеется, на взрослых людей, однако в полной мере воспринимаемый и усваиваемый детьми.

Нидерландский психолог, специалист по пищевому поведению взрослых и детей, Татьяна ван Стриен предлагает термин «зеркальное тело» – идеальный образ, «срисованный» с журнальных картинок и рекламных образов, увидеть который отраженным в зеркале становится нашей заветной, неисполнимой мечтой. Наличие у человека, особенно подростка или ребёнка, «зеркального тела», означает, что своё собственное, реальное тело всегда будет восприниматься как «недоделанное», несовершенное, и навсегда останется источником фрустрации и неудовольствия.

Полистайте сборники сказок, которые мы читаем своим детям и обратите внимание на иллюстрации. Белоснежка и Золушка, Красная Шапочка и Царевна-Лебедь всегда стройны и полны изящества. Не отстают и современные источники: в эпосе о юном волшебнике Гарри Поттере, прочитанном миллионами детей, противный кузен Дадли – избалованный толстяк. И даже в советском «Мальчише-Кибальчише» Мальчиш-Плохиш – это толстый мальчик, который «жрёт и радуется». Толстые дети никогда не становятся героями детских книг, только антигероями.

В итоге дети всё раньше усваивают, что то, что они видят в зеркале, требует исправления.
Для части девушек-подростков это формирует основу для развития анорексии. Но для абсолютного большинства это означает начало диетического поведения, что, в силу естественного сопротивления организма нахождению на диете, приводит к постоянным колебаниям веса – так называемому «эффекту йо-йо».

«Питающие матери» и «лишающие отцы»

Несмотря на то, что четверть мальчиков и пятая часть девочек в России намного тяжелее нормы, а быть толстым – непопулярно и для подростка – почти трагично, культ хорошего аппетита у ребёнка отнюдь не потерял актуальности. В первый год жизни младенца его основным достоинством и предметом гордости является набор веса, а самой главной трагедией, порождающей у матери непрерывное чувство вины, является недостаточный аппетит ребенка, не желающего есть прикорм в соответствии с указаниями ведущих педиатров.

Что при этом происходит в семье? У родителей растет уровень тревоги в связи с едой, младенец эту тревогу прекрасно ощущает и отвергает объект тревоги – новую еду – с ещё большим энтузиазмом. Новая, взрослая еда – и без того огромное открытие для младенца первого года жизни. Столько неизведанных вкусов, запахов, цветов — нужно справиться со всем этим потоком информации, и сделать это ребёнок может только в собственном темпе. Однако родители не унимаются в соревновании за победу на конкурсе «накорми ребёнка любой ценой». В ход идут песни, пляски, чтение сказок, кормление игрушек, просмотр мультфильмов, под которые младенец покорно открывает рот… И только, если задача «накормить ребёнка» решена, мама может выдохнуть и подумать о чём-то ещё. К сожалению, кормление через силу и против воли – куда более распространенный вариант питания детей в России, чем в других странах.

Что происходит в итоге? Ребёнок быстро усваивает, что еда – нечто невероятно важное, и чтобы быть хорошим – нужно есть. С другой стороны, необходимость есть много, зачастую больше, чем ребёнку на самом деле хочется, часто совсем не то, чего хочется, расстраивает регуляцию системы «голод – аппетит – еда». Физиологический дефицит питательных веществ, именуемый голодом, проявляется в наличии у ребёнка пищевого интереса и здорового аппетита, который он и должен удовлетворять, выбирая ту еду, которая ему интуитивно кажется привлекательной. Однако в реальности чаще всего всё происходит совсем не так.

Если полнота ребенка, истинная или мнимая, является предметом тревоги знакомых, друзей или врачей, и травмирует родителей, курс нередко меняется на прямо противоположный. Ребёнка сажают на диету, попросту запрещая ему есть всё то, от чего риск поправиться возрастает, и что обычно мило детскому сердцу – мучное, сладкое, жареное. Интересно, что зачастую больше обеспокоенности фигурой девочки проявляют отцы, чем матери, они же склонны к более жёстким мерам по «пресечению» нежелательного пищевого поведения, чаще высмеивают или критикуют «разожравшуюся» лентяйку-дочь или располневшего сына.

И та, и другая стратегия в итоге приводят только к одному результату: у ребёнка развивается расстройство пищевого поведения, которое он в качестве «наследства» забирает с собой во взрослую жизнь. На сегодняшний день специалисты по пищевому поведению наиболее важным фактором развития его расстройства называют пребывание на диете в подростковом или детском возрасте и негативное отношение к размерам или весу ребёнка со стороны членов семьи и значимых взрослых.

Безусловно, негативное отношение взрослых – есть ни что иное, как проявление сильной тревоги, что полный ребёнок окажется непопулярным, не сможет завоевать авторитет среди сверстников и не сумеет завести друзей. Тревога эта чаще всего является проявлением скрытого собственного негативного отношения к толстякам, а зачастую – и скрытой неудовлетворенности собственным телом. Сталкиваясь с негативным отношением к себе в семье, ребёнок утрачивает уверенность, ведёт себя в социальных ситуациях более робко, и с большей вероятностью становится объектом насмешек.

Наверняка всем встречались обаятельные, уверенные в себе полные люди. Их полнота, как правило, никогда не была предметом беспокойства или повышенного внимания родителей, а воспринималась как часть их натуры. Таким людям значительно легче в социуме.

Что нам делать с толстым ребёнком?

Самые важные рекомендации уже прозвучали: даже если вес ребёнка выше нормы, ни в коем случае нельзя сажать его на ограничивающую диету (это приведёт не только к развитию расстройств пишевого поведения, но и к разладу в семье, ибо голодный ребёнок будет лгать и прятать куски в укромных уголках, чтобы съесть, когда никто не видит, а также экономить и даже воровать деньги, чтобы купить запретные сладости или чипсы).

И не забывайте, что полнота – есть следствие психологического состояния в гораздо большей степени, нежели результат определённого стиля питания или образа жизни. Прежде чем вести ребёнка к диетологу или фитнес-тренеру, сходите с ним на консультацию к семейному психологу.

Оригинал

Статьи по теме

О проекте

Концепция портала СОЗНАТЕЛЬНО.РУ отражает вдумчивый, научно обоснованный и естественный подход к воспитанию детей, здоровью семьи, построению добрых и гармоничных отношений. Собранная здесь информация будет наиболее интересна настоящим

читать подробнее

Контакты

Телефон: 8 (926) 132-08-28

E-mail: soznatelno@mail.ru

© 2017. СОЗНАТЕЛЬНО.РУ. Все права защищены.

Яндекс.Метрика