Развитие речи. Домашние занятия.

Марина Озерова, педагог, психолог:

Что нужно сказать сначала: все «нормы» для развития речи очень примерные. Есть вполне здоровые дети, которые не говорят или почти не говорят до 2-3 лет — если во всех остальных сферах развитие в норме, нужно просто подождать. Бывают медлительные дети, которых «прорывает», когда все остальные уже говорят связной речью.

Поэтому отложите в сторону «таблицы развития речи», где в год ребенок должен сказать столько-то, в два столько-то. Первое — ребенок в принципе должен издавать какие-то звуки (гулить, лепетать, и т.п., позже — может говорить на «марсианском» или использовать звукоподражательные слова). Вот если он совсем молчит, абсолютно — нужно обращаться к специалистам, проверять общее развитие и слух.

Развитие речи, как и развитие во всех остальных сферах, не подразумевает занятий по расписанию, «потому что надо». Для начала проверьте сами себя — правильно ли вы ставите ударения, все ли в порядке с разговорным языком, наличествуют ли слова-паразиты (типа — «это самое», «как бы»)? Постарайтесь поучиться что-либо рассказывать ребенку вслух: это не обязательно должны быть высокохудожественные произведения. Для начала можно описывать свои простейшие действия: «сейчас мы возьмем кастрюльку, поставим бульон…». Пальчиковые игры, конечно, полезны, но это не означает, что в них теперь нужно играть с утра до вечера. Они могут стать хорошей палочкой-выручалочкой в транспорте.

Приведенные примеры (в комментариях к моему вопросу и здесь) не должны быть принудительными занятиями, а могут стать дорожным развлечением и дополнением естественного общения (вопросы, например, вы и без всякого задания ребенку задаете?).

Лексика — словарный состав языка

Упражнения на расширение словарного запаса. Самое простое — как назвать иначе? (поиск синонимов). Например: машина (едет, движется, проносится мимо, и т.п.). Или просто поиск максимального количества вариантов, как можно описать предмет или действие (это могут быть и не синонимы). Например: машина может быть какая? Красная, новая, блестящая, большая, и т.д.
Наоборот — что может быть мягким? Что может быть тяжелым? И т.п.

Очень хорошая игра на связную речь — загадки. Например: «это такой предмет…» говорит ведущий. Игроки по очереди задают вопросы и пытаются отгадать: «Это растет?», «это двигается?», и так далее. Водящий по одному раскрывает характеристики, и победитель, отгадавший слово, загадывает сам.

Фонетика — звуковой строй языка

Учимся слушать звуки в словах и отличать их. Самые простые начинаются, когда ребенок еще совсем мал — поиск звукоподражательных слов. Как жужжит пчелка? Как шумит ветер? Как шуршит листва? Далее играем на узнавание звуков — какой первый звук в словах: …, какой последний звук в словах: …

Игры на различие звуков (палка — балка), изменение слова путем замены одного звука.

Замечательная старая игра «испорченный телефон» тоже учит внимательно вслушиваться в слова.

«Спрятанные слова» — мышкамышкамышка, банкабанкабанка;

Можно поиграть образами — какое это слово? Какие ассоциации связаны со словом?

Скороговорки

Стилистика — нормы употребления и стили языка

Самое простое упражнение — «скажи, как…» дальше подставляете кого угодно из любимых книжных персонажей или реальной жизни (ну, здесь аккуратнее выбирайте образы). Когда читаем ребенку книги, важно знакомить его с разными стилями — и авторскими, и фольклорными. При пересказе сказки или рассказа обращать его внимание, какие необычные слова здесь можно услышать (стиль, которым рассказываются сказки, далек от разговорного бытового языка). Ребенок любит играть в перевоплощения — попросите его говорить, как означенный литературный персонаж.

Семантика — смысловые значения слов

Для ребенка очень интересен анализ слов, обсуждения их значений и происхождений. Почему белка — белка, она же не белая? Сейчас, благодаря интернету, все материалы у вас под рукой — и самим интересно будет узнать, почему ж белка.

Синтаксис — построение предложений

Замечательные упражнения — как развить простое предложение. «Машина едет» — какая она? Откуда и куда едет? Кто за рулем? Можно поиграть в такую игру — задавать друг другу вопросы, и кто больше вопросов сможет набрать.

Совершенно забытые сейчас рассказы по картинкам — можно использовать даже обычную иллюстрированную книгу, или знакомую сказку.

Задание — составить предложение из слов (можно уже читающему ребенку).

Хорошая игра: «вы поедете на бал?».

Самое простое — попросить ребенка рассказать о чем-либо (папе, бабушке, братику). Если трудно пересказывать без опоры — дайте пальчиковые куклы. Так можно и сказку рассказать.

Грамматика — взаимосвязи между словами (падежи, времена и т.п.)

Вспомните «глокую куздру» и играйте в словотворчество. Вспомните Чебурашку, который чебурахнулся, и не бойтесь того, что ребенок «балуется» со словами! Это один из важных этапов освоения языка, когда ребенок выстраивает правильные грамматические конструкции с придуманными словами: «зайчик-поскакайчик», а не общепринятый «побегайчик» и т.п.
Хорошие игры — перевертыши и нелепицы, где ребенок узнает «неправильное» значение слова или его употребление: «ехала деревня мимо мужика…».

Слова с лишним слогом; слова, сказанные наоборот; «выдуманный язык» (привет Тофсле и Вифсле).
Как можно изменить одно и то же слово — различные формы: кот-котик-коток-котофей-котишко-котяра-котище-…

Смотрите также бесплатная онлайн-лекция Марины Озеровой «Чтение как Приключение»
Онлайн-практикум Марины Озеровой «Чтение как приключение»
Цикл из 5 онлайн-практикумов  «Чтение как приключение» Марины Озеровой

ИСТОЧНИК

Статьи по теме

О проекте

Концепция портала СОЗНАТЕЛЬНО.РУ отражает вдумчивый, научно обоснованный и естественный подход к воспитанию детей, здоровью семьи, построению добрых и гармоничных отношений. Собранная здесь информация будет наиболее интересна настоящим

читать подробнее

Контакты

© 2009-2020. СОЗНАТЕЛЬНО.РУ. Все права защищены.

Яндекс.Метрика