Секспросвет: когда начинать и когда подходить к половым вопросам? Эфир программы радио «Эхо Москвы», программа «Бэби-Бум»

polovoj-vopros

А.Позняков― 13 часов, 11 минут в Москве. Андрей Поздняков, Эвелина Геворкян, Алексей Голубев в студии «Эха Москвы». Мы продолжаем программу «Бэби-Бум», наше еженедельное обращение к темам родительства, к темам воспитания детей и сегодня будем говорить о секспросвете, о сексуальном просвещении. Будем выяснять, когда начинать и как подходить к этом вопросам полового воспитания. Сразу же вспомню такую шутку, не шутку о том, как дети должны были бы отреагировать на такую тему: — Секс про что? — Секс про свет.

Э.Геворкян― Здравствуйте! Собственно, хотелось бы сразу обозначить коротко наши позиции. Я, например, считаю, что с детьми вообще не надо никакие темы скрывать, обо всем нужно обязательно говорить, но, поскольку тема сексуального просвещения, сексуальной жизни человека, она чрезвычайно деликатная и интимная, я считаю, что этим должны заниматься и нести за это ответственность только родители. И если им требуется помощь, тогда действительно: школа ли, психологи ли, социальные службы, государство могут к этому присоединяться, но исключительно через родителей. А возможно, какие-то семи в силу своих культурных, религиозных соображений они вообще как-то сами будут это дозировать, контролировать. Я считаю, что вмешательство государства и школы в это недопустимо.

А.Позняков― Кто должен воспитывать детей и приучать детей к сексу, объяснять, что это такое, как это делать, с какого возраста.

Э.Геворкян― Приучать…

А.Позняков― Как вы вообще к этому относитесь? Мы хотим выяснить это у вас. Я сразу напомню наши координаты. Телефон для sms: +7 (985) 970 45 45, аккаунт vyzvon в Твиттере. Должна работать форма на нашем сайте для отправки сообщений. (495) 363 36 59 -это уже номер нашего эфирного телефона. Я думаю, что уже в первой половине нашей программы мы его активируем, будем обращаться к вам с разными вопросами. Я хочу сразу же запустить голосование, если вы не против коллеги.

А.Голубев― Давай!

А.Позняков― Вопрос такой. Хотим, как всегда, понять, а что происходит на самом деле у вас, в ваших семьях, как вы относитесь к этим проблемам. Разговариваете ли вы с вашими детьми о сексе? Если вы разговариваете со своими детьми о сексе, звоните по телефону: 660 06 64. Если нет, ваш номер: 660 06 65.

Э.Геворкян― Я хотела просто сделать комментарий о том, что мы говорим не просто о том, где дети берутся. Мы говорим, во-первых, о детях всех возрастов, начиная: 3,5,6,10,14,12 лет. И так же мы говорим об этом самом сложном, деликатном моменте – о сексуальной жизни мужчины и женщины, именно взрослые аспекты – обсуждаете ли вы это с детьми.

А.Позняков― Чтобы немножко подогреть ваш интерес, я напомню об одной нашумевшей записи, которая буквально две недели циркулировала по социальным сетям, вызвала бурной обсуждение, огромное количество скандалов между людьми, люди даже переходили на оскорбление. Все это было связано с несчастным учебником, вернее, фотографиями этого учебника или пособия. Некоторые преподносили как пособие, которое якобы используется в начальных классах школы…

Э.Геворкян― За границей где-то.

А.Позняков― Да я даже видел, что как будто бы в России три часа уделяется секспросвету, один час ОБЖ в начальной школе. Вот эти три часа дети смотрят на картинки, как девочка изучает строение своих внутренних органов, мальчик изучает строение своих внутренних органов. И там замечательный рассказ о том, как мама с папой занимаются любовью уединившись, укрывшись, как им хорошо, приятно и так далее, со всеми анатомическими подробностями. Очень интересные мнения там звучали, в этих комментариях. Не столько, собственно, сам учебник привлек мое внимание, сколько сам учебник, поскольку, как мы выяснили, это такая фейковая история в том плане, что нет такого курса у нас в школах, насколько мы знаем, насколько мы выяснили.

Э.Геворкян― Вообще, говорят, что это и не странички какого-то заграничного учебника. Скорей всего, это был фейк, такая подделка распространялась в интернете. Скорей всего, это были иллюстрации из действительно существующей какой-то книжки по сексуальному образованию. Ну здесь, уж извините, это большая разница: это учебник в школах детям показывают, или это какие-то книги, которых может быть издано миллион.

А.Позняков― Но звучали доводы и в пользу такого секспросвета с самых разных лет, еще до того, как у ребенка вызывает эротизм подобные обсуждения.

А.Голубев― Я вмешаюсь в ваш чудесный разговор. Я…

А.Позняков― В шоке, наверное.

А.Голубев― Да нет, чего тут такого шокирующего. Просто мне не совсем нравится формулировка. Бесконечно: секспросвет, сексуальное просвещение, сексуальное воспитание. Я бы предпочел формулировку: половое воспитание, и половое воспитание должно начинаться с любого возраста. Как ребенок появляется, должно начинаться половое воспитание в семье. Это не значит, что надо над ребенком с презервативами прыгать вместо погремушек. Это означает, что половое воспитание касается всех сфер жизни, мужско и женской. Ребенок должен понимать, как себе ведет мужчина, как себя ведет женщина. Как в обществе должен себя по-мужски вести мужчина: подавать руку, понести сумку, какие-то нравственные ценностные установки – это все называется половым воспитанием.

Да, в том числе, в эту сферу входит вопрос сексуальных отношений, скажем, мужчины и женщины. Но все сводить к одному единственному вопросу секса – это, на мой взгляд, настолько неправильно, как-то ограниченно, что я бы расширил эту тему сильнее гораздо, и не сводить все к вопросам, откуда появляются дети и как женщина с мужчиной чего там….

А.Позняков― Слушай, это очень интересно. А у тебя в этой концепции – это разумная, хорошая, понятная концепция, особенно она укладывается в недавно сформулированное нами представление о разном воспитании мальчиков и девочек…

А.Голубев― Совершенно верно.

А.Позняков― Да, поясни, пожалуйста, в этой концепции есть какие-то этапы воспитания детей, что до какой-то возраста речь идет о галантности и об ухаживании, с такого-то возраста можно уже рассказывать, откуда на самом деле берутся дети…

Э.Геворкян― Мы сегодня в этом эфире как раз-таки и сузили тему до того, как говорить на самые деликатные темы, потому что это многим дается очень сложно.

А.Голубев― Невозможно об этом говорить отдельно, без всего спектра вопросов, которые касаются взаимоотношений мужчины и женщины, вообще, поведения. Каких-то этапов…? Ну, рассказывать детям о галантности и правильном поведении, еще раз говорю: уместно с любого возраста до окончания жизни — всегда не помешает. Рассказывать начинать про… отвечать на такие вопросы, которые касаются именно половой жизни, мне кажется, надо тогда, когда задает ребенок этот вопрос. Понятно, что он задаст его довольно рано.

А.Позняков― А если он тебе никогда не задаст его?

А.Голубев― Здесь, конечно, важно, чтобы он именно задал. Я и себе хочу пожелать того, чтобы ребенок хотел мне задать тот вопрос.

Э.Геворкян― Чтобы он доверял, да.

А.Голубев― Чтобы он хотел не у друга своего спросить во дворе, а меня хотел спросить. Не где-то в интернете…

Э.Геворкян― Я думаю, что он и у друга спросит тоже, но было бы тоже, чтобы и с папой поговорил.

А.Голубев― Хорошо, если бы у меня спрашивал. Поэтому, когда он будет спрашивать в 5 лет, откуда берутся дети, не углубляться в такие анатомические подробности, чтобы не шокировать его бедное детское сознание.

А.Позняков― О! это интересная мысль про «шокировать детское сознание».

А.Голубев― Ну, конечно, потому что некоторые родители в этом плане переусердствуют. И, кстати, что касается вопроса вмешательства государства – здесь очень не помешает… Вот я не могу согласиться с тобой, Эвелина, что это вопрос исключительно семьи. В идеале, может быть, да — это вопрос, в общем-то семьи, но у нас, как показывает жизненная практика, родители не умеют говорить не о половом воспитании, сами не могут пример подать. Вообще, в таких вопросах эта тема – что-то такое особое, страшное: «садись, сын, сейчас с тобой будем говорить».

Э.Геворкян― Я должна быть уверена, что те люди, которые придут в школу, к примеру, если мы об этом говорим, чтобы я могла им доверять, чтобы я одобрила, вообще, их компетенцию разговаривать с моим ребенком на такие деликатные темы.

А.Позняков― Друзья, давайте действительно подведем итоги голосования. Мы задавали вопрос: Разговариваете ли вы со своими детьми о сексе? И у нас почти 50 на 50. 49% против 51%. 49 – разговаривают, и 51 – не разговаривают. Я хочу успеть принять еще один звонок, прежде чем поговорим с Тоней Самсоновой из Лондона. (495) 363 36 59 – это телефон нашего прямого эфира, и сейчас я его активирую. Здравствуйте, представьтесь, пожалуйста. Откуда вы звоните нам?

Слушатель― Здравствуйте! Я из Москвы звоню. У меня просто вопрос. Вы представьтесь сами. Ведь неизвестно, кто говорит. Вот Эвелину я знаю, а все остальные…

А.Позняков― Андрей Поздняков, Алексей Голубев.

Слушатель― А по поводу воспитания я ничего не могу сказать, потому что мне уже 70 с лишним лет…

А.Позняков― Спасибо! Здравствуйте, вы в прямом эфире, представьтесь, пожалуйста.

Слушатель― Здравствуйте! Меня зовут священник Дионисий. Я из города Санкт-Петербург.

А.Позняков― Очень интересно ваше мнение к вопросам секспросвета.

Слушатель― Я считаю, что, конечно, об этом говорить необходимо. И сами дети в маленьком уже возрасте начинают подсказывать родителям, в каком направлении должны идти родительские ответы. Они хотят узнать, как это происходит, откуда берутся дети. Я бы еще хотел сказать, если по поводу школы говорить, сегодня правильно было озвучено мнение о том, что просто об этом говорить, смысла, наверное, нет. Вот в школе я по долгу службы бываю очень часто, со старшеклассниками общаюсь. Я вижу, что есть проблема нехватки информации по поводу семьи. Я бы, например, сделал это в рамках разговора о семьи вообще, как одной из составляющих семейной жизни. Я думаю, это было бы гораздо правильней, чем говорить просто о сексе. Понятно, что он, конечно, беспокоит маленьких детей, ну и не маленьких. Но, тем не менее, семья это гораздо важнее.

А.Позняков― Отец Дионисий. А с какого возраста, как вы считаете, можно рассказывать детям, именно о любовных отношениях между мужчиной и женщиной?

Слушатель― Вот у меня две маленьких девочки: одной 6, другой 5. И она начали нам задавать эти вопросы года три, наверное, назад подобного рода: «Откуда дети берутся?», «А как мы появились?», «Как это происходит?» И мы вынуждены, конечно, подбирать слова, формулировать, задумываться, как правильно это сделать.

А.Позняков― А скажите, пожалуйста, для нас, как вы объясняете, потому что этот вопрос стоит перед многими взрослыми родителями, какие слова подбираются другие, как это, вообще, лучше всего делать?

Слушатель― Мы с моей супругой всегда исходим из понятия любви: Мы любим друг друга, и результатом нашей любви явились вы. Без каких-то, конечно, технических подробностей, потому что на самом деле в этом возрасте детей не это интересует, не то, как технически это происходит, а скорее некое философское осмысление понятия, что дети это результат любви, семейной жизни. Как-то так мы пытаемся через это. Я уж сейчас не припомню, этих разговоров было достаточно много, но они исходят всегда из этого.

Э.Геворкян― Спасибо вам большое! Я в этом смысле полностью соглашусь. Я тоже думаю, что отвечая на вопросы, которые дети будут задавать в течение всей жизни, нужно исходить из того, чувствовать, что уместно сказать, насколько эту информацию открыть, насколько в эти технические подробности углубиться. А у нас на прямой линии есть Тоня Самсонова из Лондона.

А.Позняков― Здравствуйте, Тоня!

А.Самсонова― Здравствуйте, коллеги! Я смотрела, как обсуждают тему сексуального воспитания в Великобритании, и, мне кажется, что диалог и дискуссия очень похожи, на ту, которая происходит в России. Во-первых, действительно, называют это сексуальным образованием даже на сайте министерства образования, на правительственном сайте. Сексуально образование записано, как часть национальной образовательной программы.

А.Голубев― Тоня, извини, перебью. Насколько я знаю, в некоторых странах, в том числе, если я не путаю, в Великобритании есть уголовная ответственность для родителей, если они не дают детям ходить на эти уроки сексуального образования.

А.Самсонова― Насчет уроков сексуального образования – не уверена. Есть уголовная ответственность, если ты не водишь ребенка в школу. И, поскольку, сексуальное образование является обязательным с 11-летнего возраста, соответственно, если твой ребенок пропускает эти уроки равно как и уроки математики, так и английского – то да, родители за этот отвечают. Но здесь я не вижу определенной ответственности юридической за то, что ты именно уроки сексуального образования пропускаешь. Есть еще одна тонкость, что действительно ты прав, потому что на сайте правительства написано, что религиозное воспитание пропускать можно, а вот сексуальное образование пропускать нельзя.

Э.Геворкян― Вот я хотела как раз уточнить. Еще раз: там запрещено, по сути, семейное образование как таковое, когда ты можешь как-то дозировать или на какие-то уроки не пускать ребенка.

А.Самсонова― Там есть обязательная программа школьная. Каждый родитель несет ответственность за то, что его ребенок не пропускает занятия. То есть может наступить вплоть до уголовной ответственности за то, что ты забрал ребенка из школы раньше и уехал на выходные. Это означает, что пропуск любого занятия, которое внесено в обязательную программу, на совести родители. И отдельно сейчас на сайте Министерства образования написано, что религиозное воспитание по желанию родителей пропускать можно.

А.Позняков― Тоня, поясни, пожалуйста, вот эта программа секспросвета обязательная часть школьного курса. Что туда входит, о чем там рассказывают детям с 11 лет?

Э.Геворкян― И все ли согласны с содержанием, все ли родители согласны с таким подходом.

А.Самсонова― Называется это сексуальное образования и образование в области отношений между людьми, оно обязательно, как я этого говорила, с 11 лет. Фактически образование в этой области начинается и раньше, и есть компании, которые говорят, что «давайте, начнем с 4-х и 6-ти. Сейчас главные дебаты, прямо сейчас, в декабре этого года – лидеры партий буквально между собой спорят о том, что очень сильно возросло насилие среди тинэйджеров и подростков, начиная с 13-15 лет. И когда организация, котораярейтингуют школы, проверяет качество образования, их проверило, выяснилось, что помимо физиологических и анатомических особенностей, которые необходимы в этом курсе, детям необходимо рассказывать — и никто практически не рассказывает — о согласии.

А.Позняков― То есть физиологические, анатомические подробности, они НЕРАЗБ в этом курсе.

А.Самсонова― Абсолютно это необходимо, это все прописано в курсе. Написано, что необходимо объяснять детям про болезни, которые передаются половым путем, необходимо объяснять детям, зачем нужен секс, про менструальный цикл и так далее, про репродуктивную функцию. Никто не объяснял детям, что еще, кстати, необходимо согласие для того, чтобы заниматься любовью, поэтому они сейчас провели исследования — британские ученые любят проводить исследования — 12-15-летних подростков, и большинство из них говорит, каждый третий говорит: «А нам никто не говорил, что нужно обязательно сказать «да» перед тем, как заниматься любовью». И в тоже время они видят, что насилие в подростковом сексе растет. То есть дети не знают, что можно отказать. Основные дебаты, которые сейчас идут, они идут про подростков. 7-8 лет назад обсуждали, нужно ли для 4-летних сексуальное образование. С этой программой как-то справились, а сейчас вдруг взрослые обнаружили, что дети, увидев огромное количество секса по телевизору в YouTube, зная, что такое порнография с 5-6 лет, им никто не объяснил, что это только по согласию, и что можно отказаться. Что в этом можешь не участвовать, если не хочешь.

Э.Геворкян― Да, слушай. Я просто сейчас сижу молчу, потому что нужно переварить эту информацию, потому что многое из услышанного меня шокировало…

А.Самсонова― Ты знаешь, действительно это очень неочевидная история. Школьная программа рассчитана на то, чтобы детям в первую очередь объяснить, что существует ВИЧ, что существуют половым образом предающиеся заболевания.

А.Позняков― То есть это не вопрос о том, как размножаются люди, это что вопрос о заболеваниях?

А.Самсонова― Если посмотреть на телевизор глазами 5-6-летнего или 11-летнего ребенка. Он действительно видит образцы сексуального поведения. И он воспринимаем это, как одну из норм, он понимает, что люди так себя ведут. И, когда я захочу, я тоже себя буду вести так со своей девушкой. Но там же нигде не написано, что можно так себя не вести. Или, если ты не хочешь, можно так не делать. Или можно так не делать со всеми, а можно делать только с той, которую ты любишь.

А.Позняков― Тоня, прости, пожалуйста, у нас сейчас новости должны быть. Давай мы после новостей и рекламы продолжим этот разговор. Сейчас мы вынуждены прерваться.

НОВОСТИ

А.Голубев – 13―35. Эвелина Геворкян, Алексей Голубев, Андрей Поздняков. И мы продолжаем обсуждать вопросы полового воспитания-секспросвета и так далее. И у нас на связи, по-прежнему из Лондона Тоня Самсонова. Тоня, ты нас слышишь?

А.Самсонова― Здравствуйте снова, коллеги!

А.Позняков― Тоня, здравствуйте! У нас буквально один вопрос остался. Очень коротко, если можно. Скажи, пожалуйста, как реагируют верующие в Великобритании, представители церквей Английской церкви, католической церкви на обязательный секспросвет в школе, особенно с физиологическими, анатомическими подробностями.

А.Самсонова― Мне кажется, ровно так же, как священник Дионисий, который нам звонил: вполне себе адекватно в большинстве своем.

А.Голубев― Я выскажу свое тоже мнение. Там настолько разные течения разных отдельных конфессий, отдельных церквей. И в одной церкви есть столько разных мнений, что говорить о каком-то целом, мне кажется, невозможно. Там есть сторонники того, чтобы детей в 4 года учили тому, что половые отношения между мужчинами – это нормально, или между женщинами – это нормально. А есть радикальные противники такого.

А.Самсонова― Не проклинай меня, но я это уже сделала.

Э.Геворкян― Что именно?

А.Позняков― Рассказала ребенку с 4-х лет об отношениях между мужчинами…

А.Голубев― Это был последний эфир с Тоней Самсоновой.

А.Позняков― У нас еще, к сожалению, проблемы со связью. Спасибо большое, Тоня…

А.Самсонова― Да-да, я все поняла, конечно.

А.Позняков― Хочется обратиться к sms-сообщениям, которых очень много приходит с очень интересными рецептами. Да, не артикулировали мы эту просьбу, я сейчас артикулирую: присылайте, пожалуйста, рецепты, рассказывайте нам, как именно вы рассказываете детям о половых различиях, половых отношениях. И я хочу быстро запустить голосование, и выяснить, насколько у различается наш опыт с опытом наших родителей. Рассказывали ли вам родители о сексе? Если да, ваш номер: 660 06 64, Если нет, ваш номер: 660 06 65. Просто, чтобы понять, насколько меняются представления в отношении к половому воспитанию со временем.

А.Голубев― Да, нам пишет Айрат: «Но информация зависит от возраста и от желания ребенка послушать. Если ребенку меньше 14 лет, то секреты выдавать минимальными порциями». По моему разумению к 14-ти годам ребенок уже может стать в лучшем случае папой или мамой, а в худшем уже пару абортов сделать или заболеть СПИДом не дай бог.

А.Позняков― «Поговорите с ребенком о сексе – узнаете много нового» — это как раз, мне кажется, про 14 лет рассказывается. Тут ведь интересно, я опять же очень много идей подчерпнул из дискуссии, о которой я говорил в начале программы вокруг этого то ли фейкового, то ли настоящего учебника. Там была замечательная мысль о том, что если ребенку с ранних лет не объяснять ребенку, что такое секс, и что существует, вообще, такая вещь, как половая жизнь и половые отношения, то ребенок может стать жертвой всевозможных извращенцев, которые будут пользоваться как раз неграмотностью и неподготовленностью ребенка, чтобы склонить его к каким-то ужасным вещам.

Э.Геворкян― Я сейчас только что вспоминала совершенно реальную ситуацию с нашим знакомым. У него ребенок учится в центре Москвы, в какой-то пафосной школе, где все такие богатые и все прочее. И там у всех детей есть, конечно же, планшеты. И вот он говорит, что в какой-то момент пришел домой, берет планшет своего 7 или 6-летнего ребенка и там просто самая что ни на есть порно-страницы просто со всеми подробностями. А мы же понимаем, что на порно-сайте будет не просто сексуальная жизнь, она со всеми возможными вариациями, отклонениями, подробностями, девайсами и прочим. И просто папа пережил шок.

И мы все, конечно же, все понимаем, что ребенок, который увидел порно-видео в таком возрасте, — это потом можем у экспертов уточнить – это сто процентов будет психологическая травма и сложности в собственной жизни. Просто потому, что эта информация, ее форма не соответствовала развитию точно.

Так вот, сегодня, когда сегодня есть вещи в таком легком доступе, нужно всем нам быть особенно бдительными и на предмет какой-то защиты детей в компьютере – это раз. А во-вторых, нужно действительно разговаривать. Уж лучше мы будем с ними говорить и передавать какой-то ценностный ряд нашим детям, нежели они в 7 лет, когда мы даже еще не думаем, что это им будет интересно, увидят это в таком, по сути, извращенном виде.

А.Голубев― Должен сказать, что наш уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов, он как бы в твоем, Эвелина, лагере, потому что он против уроков в школах. «У меня часто спрашивают, — говорит он, — когда у вас появится секспросвет? Я говорю: никогда». Так что в школах у нас ничего такого не будет.

Э.Геворкян― Удивительно, что что-то у меня общее нашлось с Павлом Астаховым, ну ладно.

А.Позняков― Я читаю всевозможные предложения, варианты, которые нам присылают по sms, и у меня возникает ощущение, что на самом деле в случае, когда ребенок открывает для себя порнографию в раннем возрасте, это не поможет. Вот Сергей из Саратова нам пишет: «Когда мой сын в 5 лет спрашивал, как он появился, я честно ему рассказал, что взял от себя небольшой кусочек, положил маме в животик, и он там жил какое-то время, а потом появился на свет». Этот ответ его полностью устроил. А почему нет?

А.Голубев― Мне просто не очень нравится эта история.

Э.Геворкян― Ну придумай другую историю.

А.Позняков― А как бы ты объяснил ребенку в 5 лет, как он появился на свет? Алексей Голубев сейчас расскажем нам.

А.Голубев― Я не думал об этом. Ну как? Думал примерно… Как-то это само собой как-то происходит всегда, но опять таки без подробностей.

А.Позняков― Так что здесь спонтанный ответ, то есть ты бы дал первый ответ, который пришел в голову.

Э.Геворкян― Да, я ему дала, потому что у меня ребенку только-только на днях 7 лет исполнилось. Он ближе к 7-ми, в 6 с копейками подошел однажды и спросил – то есть утро у меня началось весело – он спросил: «Мама, что такое секс?» Я сглотнула – думаю: это что такое? Это опять к разговору о гулянии во дворе с мальчишками. И я ему рассказала свою версию. Я понимаю, что она у меня достаточно романтичная. Она о том, что мужчина и женщина, когда они очень влюблены, они хотят очень много целоваться, обниматься и так далее… Что это такая их близость-близость, я попробовала рассказать, это как таком физическом единении мужчины и женщины максимально красиво, и как мне казалось, доступно. Он слушал-слушал – я чувствую как-то что-то… Он говорит: «А у нас мальчики по-другому во дворе это объясняют, по-другому говорят». Я говорю: «А что они говорят?» Соответственно, он мне выдает какую-то версию странную… то есть они друг друга обзывают этим словом, они говорят: «А вот ты сексом занимаешься!» и смеются, бегают, показывают пальцем. И, когда он мне… я не буду в эфире уже… позволю себе рассказывать…

А.Голубев― Не надо, не надо.

А.Позняков― Но речь там идет об оральных ласках, да.

Э.Геворкян― Скажем, да. Но опять же это было ни в коем случае не между возлюбленными или мужчиной и женщиной…

А.Позняков― Но возлюбленных еще нет в сознании почему-то в этом возрасте.

А.Голубев― Как это нет?

Э.Геворкян― Нет, почему? Как это нет.

А.Голубев― Что такое любовь ребенок может понять очень рано. И иногда ребенку вполне достаточно в 4-5-летнем возрасте сказать то, что дети появляются оттого, что мама любит папу, и у нее в животе ты появился. Все, вопрос на этом счерпан. Через под появятся другие вопросы.

Э.Геворкян― Поскольку та терминология, которую используют во дворе, она на самом деле не соответствует действительности, и это не просто про оральные ласки было, то я ему говорю: «Послушай, они ошибаются». Я еще раз пояснила, что это такое, еще раз рассказала. Я говорю: «Они неправильно используют это слово». Вот ты теперь знаешь, как правильно, а они пусть ходят и обзываются и ошибаются дальше.

А.Позняков― Друзья, у меня феноменальные результаты опроса. Я, честно говоря, не ожидал. Мы спрашивали о том, рассказывали ли вам родители о сексе? Я напомню, что мы начинали эту программу с вопроса: Разговариваете ли вы со своими детьми о сексе? У нас было примерно 50 на 50. Сейчас результат абсолютно противоположный. 92% из тех, кто позвонили нам, признаются, что родители им о сексе не рассказывали. То есть у нас совершенно какая-то новая, получается, тенденция с разницей в 25-40 лет.

Э.Геворкян― Ну, конечно же, новое поколение. Я думаю, что мы сейчас запустим еще одно голосование, и, может быть, успеем принять звонок. Голосование, которое я хочу запустить: Допустимо ли участие школы и государства в сексуальном просвещении детей? Этот аспект мы уже неоднократно в эфире поднимаем. А, что думаете вы? Допустимо ли участие школы и государства в сексуальном просвещении детей.

А.Позняков― Если вы считаете, что допустимо, звоните по телефону: 660 06 64, если нет, ваш номер: 660 06 65. Это на самом деле вопрос о том, допустимо ли… Я его немножко перефразирую: Допустимо ли перекладывать часть ответственности или вообще всю ответственность с себя на общество и какие-то общественные инструменты.

А.Голубев― Конечно, надо перекладывать. Хотя бы я не сводил все к сексуальном воспитанию, а половому воспитанию. Но перекладывать надо с учетом состояния нашей среднестатистической российской семьи, где очень часто нет отца, есть только одна мама. То есть отсутствие отца – это уже огромная проблема с половым воспитанием в семье.

Э.Геворкян― А кто будет контролировать? У меня очень вопросов тогда к качеству образования этих специалистов.

А.Голубев― Контроль – это другой вопрос. Да, должно быть качество, должен быть контроль, все это должно быть. Но значит, у общества должна быть такая функция. Общество, в котором с семьей большие проблемы, где папа бьет маму, — а у нас это часто встречается – это большая проблема с сексуальным и половым воспитанием в семье, поэтому, к сожалению, на мой взгляд, государство здесь должно брать на себя эту функцию во многом с учетом нашего уровня общего невысокого.

А.Позняков― Ольга из Гатчины пишет: «Если мама мне рассказала об отношениях мужчины и женщины, я бы вышла замуж». Ольга из Гатчины, а если бы вам школа рассказала об отношениях мужчины и женщины, тоже был такой результат, то есть это тоже было бы хорошо?

(495) 363 36 59― телефон нашего прямого эфира.

Э.Геворкян― Один звоночек успеем принять.

А.Голубев― А ведь мамы часто рассказывают дочерям еще про то, что все мужики – козлы, и это тоже у нас половое воспитание, надо учитывать.

А.Позняков― Здравствуйте! Вы в прямом эфире, представьтесь, пожалуйста.

Слушатель― Добрый день! Александр меня зовут.

А.Позняков― Буквально в двух словах. Рассказываете детям о сексе и как?

Слушатель― Скажу: нет, в принципе не рассказываю, потому что больше рассказываю о моральных ценностях на самом деле. Мне кажется, что я уже много раз натыкаюсь на подобные форматы передач, где идет речь о воспитании половом, сексуальном…

А.Позняков― А почему нет?

Слушатель― Знаете, потому что в любом случае, маленький человек 3,5,7 лет, он будет получать информацию не только от вас.

А.Позняков― Понятно, спасибо большое! Сейчас мы прервемся на небольшую рекламу и вернемся буквально через две минуты.

РЕКЛАМА

Э.Геворкян― Продолжаем мы программу «Бэби-Бум». Только что нам слушатель, который дозвонился, какую-то странную для меня, интересную мысль высказал, что нет, я не буду с детьми об этом разговаривать, я только о морали и нравственности. Все равно же они общаются со сверстниками – там и узнают.

А.Позняков― Он не говорил: со сверстниками. Это я предполагаю, откуда они узнают. На самом деле 98% наших слушателей, которым родители не рассказывали о сексе, они же откуда-то об этом узнали. С третьей стороны, вот мы сейчас обсуждали и спорили в перерыве, и тут sms сообщение как раз в тему, вот Аня нам пишет, что даже родители-врачи не рассказывали, и для нее это грустно обернулось. И сообщение было, напомню, про брак, что если бы мама рассказала в детстве, что это такое, то был бы брак.

Э.Геворкян― Да, мне кажется, что здесь разговаривать крайне важно, чтобы потом не было никаких нежелательных беременностей, болезней и порушенных судеб.

А.Голубев― Просто есть у нас такие сторонники сексуального просвещения, которые говорят, что надо рассказать про все, чтобы ты с самого молодого возраста безопасно со всеми вступал со всеми в половые отношения. Это хорошо, да – знать про все способы предохранения, про то, что результатом этого может быть и беременность и болезни и так далее. Но важно еще и рассказывать с нравственной точки зрения, что хорошо бы до определенного возраста ни опасно, ни безопасно не вступать.

А.Позняков― Есть еще и другие доводы, что ребенок до какого-то возраста гораздо лучше усваивает эту информацию и это не превращается в смех и так далее. У нас с вами на прямой связи со студией, между прочим, уже Марьяна Безруких, детский психолог, директор института возрастной физиологии, доктор биологических наук, профессор, академик РАО. Марьяна Михайловна, здравствуйте!

М.Безруких― Добрый день! Я внимательно слушаю программу и разные мнения.

Э.Геворкян― Вы, как считаете, в каком возрасте и каким образом, в какой форме нужно доносить до детей эту информацию деликатную?

М.Безруких― Уважаемые коллеги, я бы сначала хотеть разделить два понятия, которые вы смешиваете и считаете их тождественными. Половое воспитание и сексуально просвещение.

А.Позняков― Вот нас Алексей Голубев как раз призывал разделять это как-то или расширять в плане полового воспитания.

М.Безруких― Дело в том, что пол – это биологическая характеристика человека, а есть понятие гендер – это так, как в определенной культуре, ну, например,в нашей стране, относятся к этим различиям. Можно абсолютизировать эти различия, и тогда говорят: воспитывать мальчика как мальчика, девочку как девочку, разделить их. Это компонент полового воспитания. А вот, когда речь идет о сексуальном просвещении – это речь о немножечко других вещах, это представление о том, что такое репродуктивная функция, как появляются дети. Это те вопросы, которые, вообще, малыши задают очень мало. И существуют представления о том, что чем раньше и спокойней… и правы совершенно те, кто говорили: без анатомических подробностей и опираясь на любовь, на привязанность, на добрые чувства друг к другу. Чем раньше мы ребенку об этом скажем, тем спокойней будут задаваться следующие вопросы, а они будут задаваться. На каждом этапе они будут становится немножко другими. Больше того, я хотела бы сказать – я слушала внимательно Тоню Самсонову – практически во всех странах мира есть этот аспект сексуального просвещения. У нас – табу. Табу с конца 80-х годов прошлого века.

А.Позняков― Вот смотрите, там Ольга пишет по sms: «В советские времена грамотно, тактично такие темы не объясняли», и она признается, что долго боялась мужчин. Мама козлами мужчин не называла, она видела своего отца алкоголика. То есть это приводит к конкретным проблемам. Вот нам люди свидетельствуют – уже не первая эсэмэска такая.

М.Безруких― Да, это совершенно правильно. И, когда мама говорит: Все мужчины козлы – это не про секс. Это гендерные представления, это то, как относятся в данной культуре к мужчине и к женщине.

А.Позняков― Но это, получается, связано.

Э.Геворкян― Я хочу сузить нашу тему и задать вопрос именно о сексуальном просвещении, и о том этапе, когда идут эти деликатные, сложные для многих родителей вопросы и ответы на них. Когда ребенок приходит и тебя уже в лоб спрашивает, что такое секс, «а мне во дворе потому что объяснили, что это по-другому», либо просто он нарвался на какие-то порно-сайты, потому что в планшете ему опять же старшие товарищи в школе или во дворе открыли. То есть, когда дело доходит уже все – к стенке приперли – как правильно ответить?

М.Безруких― Эвелина, вы ответили совершенно правильно своему ребенку. И помните, вы в самом начале программы говорили о фейке, что есть какие-то картинки, якобы есть какие-то книжки. Есть. Есть сексуальная энциклопедия для малышей. Она переведена с французского. Вышла она в конце 80-х, и выходила в начале 90-х.

Э.Геворкян― Вот я-то ее и читала в свое время, стащила ее раньше времени из шкафчика.

М.Безруких― Да, да. И на самом деле никакого вреда это вам не принесло.

Э.Геворкян― Слава Богу, да.

М.Безруких― Потому что она достаточно корректная. Ну кто-то захочет показать это детям и объяснить более подробно. Кто-то не сочтет это необходимым. Это право родителей. Но 50% разговаривают со своими детьми, а 50% не разговаривают. Вот, когда в начале 90-х мы проводили подобные исследования в школе с родителями для того, чтобы понять, нужно ли проводить такую работу дома, и 50% родителей ответили: «Мы сделаем это сами». А 50% родителей ответили: «Мы не знаем, как это делать и хотим, чтобы это делали в школе».

Э.Геворкян― И…?

М.Безруких― Вот те родители, которые готовы говорить с детьми – замечательно. Но беда с теми, с кем родители не готовы говорить, потому что тогда ребенок очень часто действительно получает сведения не там, где хотелось бы, чтобы он получи эти сведения. И порой это остается такой травмой – вы правы.

А.Позняков― Смотрите, у нас прямо в тему результаты нашего голосования. Мы задавали вопрос: Допустимо ли участие школы и государства в сексуальном просвещении детей? Во много похоже на вопрос на самом деле на вопрос, как родители собираются доносить эту информацию: посредством общественных каких-то структур или сами? И у нас результат практически не отличается от ваших данных 90-х годов: 53% считают, что участие школы и государства допустимо. 47% считают, что нет.

А.Голубев― А у меня вопрос в связи с предыдущими результатами голосования. Там нам 92% сказали, что с ними об этом не разговаривали их родители. И вот, скажите пожалуйста, с вашей точки зрения, чем это чревато, если со мной не разговаривают… потом, когда человек вырастает, чем это чревато? Что, он не сможет вступать в отношения с противоположным полом?

М.Безруких― Вы знаете, ест очень большие исследования в разных странах. Во-первых, это ранние аборты и ранняя беременность. Во-вторых, это действительно непонимание именно проблем, которые связаны с инфекциями, которые передаются половым путем. В-третьих, это связано – и англичане это точно отметили – с ростом насилия.

А.Позняков― Но у них же, наоборот, рост насилия в связи с тем, что это половое воспитание было.

М.Безруких― Нет, нет. Наоборот, его не было. А рост насилия — в связи с тем, что об этом надо говорить, это нужно объяснять.

Э.Геворкян― Как Тоня говорила, нужно объяснять не только физиологическую сторону, но и вопросы психологии отношений, что должно быть согласие и прочее.

М.Безруких― Естественно. А вы не помните, что у нас в стране был такой курс: «Этика и психология семейной жизни».

А.Позняков― Да, нам активно об этом сейчас напоминают в sms-сообщениях, что был такой хороший курс, как говорят.

М.Безруких― Курс был, но не было специалистов. И поэтому через буквально три года все отменили, потому что началась самодеятельность. Кто как себе это понимал и представлял, стал это преподавать. Где-то перешли грань нормального объяснении. И воспротивились родители, и тогда очень активную роль сыграла церковь.

А.Голубев― А скажите, у нас же часто возникают споры, просвещать ли детей в школах – есть сторонники, есть противники – а вот у нас ресурсы-то есть адекватные для этого? Корпус специалистов соответствующих, что все российские школы были обеспечены нужными специалистами?

М.Безруких― Специалистов нет, программ нет, и я еще раз повторяю: с начала 90-х годов – табу.

Э.Геворкян― Вы считаете, тем не менее, что это нужно делать?

М.Безруких― Во-первых, нужно хотя бы готовить педагогов для того, чтобы педагоги умели отвечать на сложные вопросы. Во-вторых, нужно работать с родителями. Нельзя замалчивать эту тему.

Э.Геворкян― Спасибо вам большое! Я полностью согласна с вами, что нужно и педагогов воспитывать и с родителями работать.

А.Позняков― Я хочу буквально подкрепить то, что нам рассказала Марьяна Безруких, детский психолог, директор института возрастной физиологии, доктор биологических наук, профессор, академик РАО. Нам сообщение из Санкт-Петербурга пришло: «Я еще 15 лет отработала в школе учителем биологии и своим ученикам и племяшкам правильно все объясняла, без пошлости. Я давал детям то, отсутствие чего мне поломало жизнь». Вот такое сообщение интересное.

А.Голубев― Но мы не знаем, чего Ольга рассказывала, поэтому оценить трудно.

Э.Геворкян― Спасибо всех, кто слушал нас в течение этого часа. Встретимся ровно через неделю. Это была программа «Бэби-Бум». До свидания!

А.Голубев― До встречи!

А.Позняков― Счастливо!

ЭФИР ПРОГРАММЫ

[jetpack-related-posts]

Статьи по теме

О проекте

Концепция портала СОЗНАТЕЛЬНО.РУ отражает вдумчивый, научно обоснованный и естественный подход к воспитанию детей, здоровью семьи, построению добрых и гармоничных отношений. Собранная здесь информация будет наиболее интересна настоящим

читать подробнее

Контакты

© 2009-2024. СОЗНАТЕЛЬНО.РУ. Все права защищены.

Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика