Телевизор и игра

televizor-i-igra

Елена Маслова, психолог-консультант:

Часть 4. Влияние телевидения на сюжетно-ролевую игру старших дошкольников

Современные дети (особенно в развитых странах) смотрят телевизор гораздо чаще, чем их ровесники 10 лет назад. Родители, занятые работой или домашними делами и испытывающие все большие психологические и физические нагрузки, сами часто усаживают ребенка перед экраном, чтобы «под ногами не путался».

Многие считают, что телевидение — главное орудие в приобретении образования и знаний. Но это иллюзия. Журнал «Шпигель» в 1994г. протестировал состояние общего образования немцев, подведя лаконичный итог: «Результат: чем дольше человек смотрит телевизор, тем скуднее его познания. Это относится ко всем сферам, за исключением одного только спорта».

Проводившиеся в США исследования взаимосвязи между потреблением телевидения и уровнем интеллекта обнаружили исключительно негативную зависимость выразительности речи, математических способностей и навыков чтения от частоты телепросмотров.

Когда по окончании Второй мировой войны радиовещательные станции впервые начали транслировать телепередачи и у каждого появилась возможность купить телевизор, никто и не подозревал, с какой скоростью телевидение распространится по планете за несколько ближайших лет. При этом примечательно, что в то время в семьях с детьми телевизоры встречались более чем вдвое чаще.
Постоянно растущее время просмотров позволяет говорить о том, что сегодня телевидение с большим отрывом лидирует среди способов проведения досуга — как у детей, так и у взрослых.

В наши дни телевизор прочно вошел в жизнь детей.

Во многих семьях, как только ребенок научился сидеть, его сажают перед экраном. Телевидение все больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки и разговоры с отцом. Экран становится главным «воспитателем» ребенка.

По данным ЮНЕСКО 93% современных пятилетних детей смотрят на экран 28 часов в неделю, то есть около 4 часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми.

Это безобидное времяпрепровождение вполне устраивает и детей, и родителей. В самом деле, ребенок не пристает, ничего не просит, не хулиганит, никуда не лезет и в то же время получает впечатления, узнает что-то новое, приобщается к современной цивилизации. Однако это, казалось бы, безопасное занятие может повлечь весьма печальные последствия не только для физического здоровья ребенка (нарушения зрения, дефицит движений, испорченная осанка), но и для его психического развития. Чем дальше, тем ощутимее.

То немногое, что можно найти в современной литературе о воздействии телевидения, содержит столь далеко идущие выводы, прежде всего, относительно развития детей, что общественность, безусловно, должна быть осведомлена об этом. Речь идет о фактах, которые могли бы настроить родителей и педагогов на гораздо более критическое и сознательное отношение к телевидению. Однако, следует заметить, что до сих пор еще не было сколько-нибудь связного изложения таких фактов и, вероятно, это объясняет то, что эти факты большинству практически неизвестны.

Данные многочисленных исследований детской игры, проведенных в течение последних нескольких десятилетий по всему миру, однозначно свидетельствуют: для развития ребенка от рождения до семи, а согласно некоторым работам, до десяти-двенадцати лет, нет ничего полезней и эффективней, чем игра.

Игры современных детей во многих отношениях отличаются от тех, в которые играли их родители, — сюжеты, игрушки, сам способ организации игры — все теперь выглядит несколько иначе.

Часто можно видеть, как, играя, дети дошкольного возраста изображают целый сонм персонажей — от банальных, доступных их каждодневному наблюдению семейных и профессиональных ролей до принесенных извне супергероев и других вымышленных действующих лиц, о которых дети узнали из телевизионных программ и других средств массовой информации.

Нынешние взрослые, когда были маленькими, играли в куклы, машинки, дочки-матери, войну, школу и магазин. Хотя у многих из них были и какие-то особые игры со сказочными сюжетами и фантастическими приключениями, принцами и принцессами, драконами и злодеями. Сегодняшние дети играют в Черепашек Ниндзя, Мортал Комбат и Русалочку, Человека-Паука и Покемонов.
По мнению А. Диаманта, во что, как и с чем дети играют, все более зависит от средств массовой информации и массовой культуры в целом.

Маленькие дети смотрят телевизор в среднем четыре часа в день. К моменту окончания начальной школы они успевают увидеть в среднем 8000 убийств и более 100000 актов насилия; большинство этих сцен представлено в виде так называемого развлекательного насилия. Значительную часть времени, не занятого просмотром телепередач, дети проводят, играя в игрушки, являющие собой достаточно точные изображения персонажей из тех же детских телепрограмм, в массе своей содержащих насилие.

Опашовски говорит: «Уже сегодня каждый второй житель ФРГ по привычке читает во время еды. А при включенном телевизоре читают и едят, гладят и чинят, развлекаются, говорят по телефону с друзьями или играют с детьми и кошками. Всё хочется увидеть, всё хочется услышать, всё испытать, а главное — не упустить ничего в жизни».

Элизабет Нёлле-Нойман пишет, что телевидение не только снижает уровень знаний, но также «речь идет и о воображении, памяти, интуиции, фантазии, а ведь только они и есть подлинное богатство».

Мнение специалиста

Мнение специалиста по физиологии органов чувств Хорст Прен о детях, смотрящих телевизор в неограниченных количествах, таково: «Дети страдают полной потерей способности воображения».

Ф. Дольто пишет: «Экран – это окно, которое выходит во внешний мир, лежащий вне того замкнутого пространства, где его держат взаперти. Но эта пасть, извергающая мешанину образов и сведений, может непоправимо травмировать ребенка, которому никто ничего толком не объясняет, потому что всем некогда. Он подвергается массированной бомбардировке, он не производит никакого отбора, а родителям некогда помочь ему в этом».

Райнер Пацлаф считает, что в дошкольном возрасте дети еще полностью зависят от ничем не заменимого многообразия чувственных раздражений, исходящих от естественной среды, и нуждаются в применении всего богатства своей фантазии в свободной, спонтанной игре, чтобы как можно полнее раскрыть свои душевные и умственные способности. И не в последнюю очередь им нужны возможности для формирования тонкой моторики, осязания, чувства равновесия, двигательного чувства, координации движений конечностей, которые только и могут довести их телесное развитие до здоровой зрелости.

Известные американские исследователи Дороти и Джером Сингер десятилетиями изучали воздействие телевидения на детей, и каждый раз, за редкими исключениями, были вынуждены констатировать, что телевидение негативно сказывается на способности к игре, на школьной успеваемости, чтении и развитии речи. Они пишут: «Фактически наши исследования четко показали, что дети, часто пользующиеся телевизором, подвержены серьезному риску остаться без глубоких знаний о мире; они хуже умеют читать, хуже отличают реальное от вымысла; у них хуже развито воображение; они с б?лышим страхом воспринимают мир; им свойственна повышенная тревожность сознания в сочетании с большей агрессивностью. Все это приводит к тому, что, когда ребенок идет в школу, он меньше приспособлен к жизни».

Поэтому взрослый должен понимать: в дошкольном возрасте дети еще долго считают все увиденное действительным, настоящим, не умея отличать фикцию от реальности. Скажем, до пяти—семилетнего возраста реклама для них столь же «реальна», как и программа, в кото¬рую она вставлена; способность понимать выраженный рекламой замысел появляется у них лишь в восемь—двенадцать лет. Впрочем, им еще долго остаются недоступны общий сюжет и ход действия в фильмах — они вообще не понимают взаимосвязей различных сцен и просто ухватывают один образ за другим.

«Предлагаемая телевидением информация, — замечают Хельга Тойнерт и Бернд Шорб, — не способствует расширению их кругозора. Наоборот, она, как правило, контрпродуктивна, потому что чересчур сложна, чересчур разительна или чересчур банальна. Новости большинству детей непонятны или же пугают их».


Елена Маслова, Москва, психолог-консультант

Статьи по теме

О проекте

Концепция портала СОЗНАТЕЛЬНО.РУ отражает вдумчивый, научно обоснованный и естественный подход к воспитанию детей, здоровью семьи, построению добрых и гармоничных отношений. Собранная здесь информация будет наиболее интересна настоящим

читать подробнее

Контакты

© 2009-2020. СОЗНАТЕЛЬНО.РУ. Все права защищены.

Яндекс.Метрика