Записки консультанта по ГВ. История 3. Отказ от груди
Ольга Сидорова, эксперт проекта «ПроГВ»:
История 3. Мама Таня и девочка Леночка
*здесь и далее все имена изменены, но истории реальны
Сегодня утро началось с выковыривания из кровати одной весьма сонной девочки, которую вчера туда еле удалось загнать. Выманила дите на витаминку, и вот мы уже бежим по заснеженной дороге в сад, на ходу обсуждая урок номер четыре с попугаем Петом – у ней английский сегодня по расписанию. Поцелуй, запись в журнале «девочка здорова», и вот уже прыгаю на ходу в электричку – по нашим дорогам утром добираться на автотранспорте чревато.
У меня сегодня вызов на отказ от груди: девочке Леночке три месяца, и грудь она не берет совсем уже две недели. Мама Таня героически кормит ее сцеженным молоком, количество которого потихоньку начинает уменьшаться, что её очень беспокоит. Ну вот, еще немного пешком по просыпающемуся, заваленному снегом по уши городу, и я на месте.
Девочка Леночка еще спит, мы с Татьяной пьем чай на кухне, и она рассказывает свою историю. Про кесарево, раздельное пребывание, про педиатра, который при простуде мамы сказал сцеживать, стерилизовать молоко и давать из бутылки, потому что в него проникли вирусы, про постепенный отказ малышки сначала от одной груди, потом и от второй, как стала спать всю ночь, не просыпаясь на кормления. Как тот же врач сказал, что если молока не хватает, то нужно добавлять в него смесь, и поить малышку водой.
А Таня очень хочет кормить, и поддержка от родных в её стремлениях есть. При отказе от груди это – главное, с такой установкой можно работать. Мы начали потихоньку разбирать, что же привело к отказу (понять причину – очень важно!) и что нужно делать, чтобы его преодолеть. Поговорили про бутылочки, смесь, спрос и предложение, водичку и ее калорийность, состав молока, базовые потребности ребенка. Разбили генеральную задачу на маленькие шаги, предупредила, что это не быстрый процесс, индивидуальный, все будет зависеть от мамы. Она согласилась, и мы пошли будить мадемуазель Елену.
Разбудили, предлагали грудь по-всякому, учились кормить из несосательных предметов, выглаживать язычок, говорили об организации ухода по методу «гнезда» — метод, основанный на биологических нормах для детей человека. Это возвращение младенца туда, где он предназначен быть – на руки маме, к её груди.
Совместный сон, минимум внешних раздражителей в виде гостей и прогулок, предложения груди вокруг снов, много-много тактильного контакта, засыпать и просыпаться, уткнувшись в теплую маму. Татьяна совершенно прекрасная – очень быстро схватывала суть, научилась ловко поить дочку из стаканчика, поняла, почему категорически отменяем бутылочку и пустышку. Расписала схему работы на ближайшие дни и попрощалась до звонка.
Теперь бегу домой – принимать вахту по младшему сыну. Но мальчик уже в общем-то не против походить в сад, дома скучает по сестре, в детских компаниях отлично уживается. Сначала вдумчиво режем с ним картошку для супа, потом играем в настольные «ходилки-бродилки» и во «вкусное-невкусное» — это он так «съедобное-несъедобное» называет.
Здесь мягкий мячик из Икеи наше всё, иначе бы пострадало много ценных домашних вещей и сестренкиных поделок. Периодически я прошу сына подождать, пока я поговорю по телефону. «Тебе опять тётя с сисей звонит!» — кричит мне из комнаты подкованный в вопросах ГВ сын. Это я дежурю на горячей линии помощи по грудному вскармливанию. Звонки и мамы очень разные. За три с половиной часа дежурства я слышу всякое.
Вот первый звонок – мама хочет узнать про отлучение.
Девочке два года, не может заснуть без груди, днем иногда просит, особенно, если расстроена, прикорм ест хорошо. Рассказываю общую схему отлучения, а потом говорим о кризисе двух лет, как трудно ребенку в этом возрасте успокоиться после насыщенного разными событиями и переживаниями дня, как нужен еще ей этот тесный контакт с мамой.
Про то, что с отлучением, если малыш еще не готов к нему, укладывания часто превращаются в двухчасовые марафоны по кругу: попить – пописать – книжку – песню – почеши спинку — сказку – жарко – холодно — пижама колется — расскажи, как ты была маленькая – а где папа – ой, опять писать — … Мама уже смеется – я нечаянно попала в точное описание засыпаний сына её подруги. И она признается, что сама хотела бы дальше кормить, но вот её мама пугает, что внучка будет сосать до школы, а скоро в садик, а девочка не адаптируется, а что люди скажут.
Предлагаю ей вызвать консультанта домой – подробно обсудить процесс их ГВ, возможно, вместе с бабушкой. Придумать ритуалы для засыпания, подходящие именно им. Очень может быть, что бабушка как раз и будет тем человеком, с которым девочка согласится засыпать днем без груди, чтобы мама смогла отлучиться по своим делам. А вечером и ночью дочка насытится теплом, молоком и энергией для нового дня.
Звонок – совместимость лекарства Монурал с грудным вскармливанием. У мамы цистит, малышке четыре месяца. Доктор сказал, что можно при кормлении грудью, а в аннотации к лекарству написано, что «целесообразно прекратить». Смотрю в справочнике латинское название, проверяю в другом справочнике – риск ноль, совместим с лактацией.
Объясняю маме, что чаще всего производители наших лекарств пишут в аннотации, что кормить нельзя только потому, что не проводилось исследований на кормящих матерях, это долго и дорого. Вот они и перестраховываются. А в европейских странах и США очень многие препараты давно изучены, и описание можно найти достаточно легко. Так что еще советую маме принять лекарство после кормления перед самым длинным сном ребенка, чтоб максимально вывелось для дополнительного спокойствия и желаю не болеть.
Вот еще звонок.
Малышу десять дней, и он постоянно спит. Просыпается, сосет несколько минут и снова засыпает на три-четыре часа. Грудь у мамы распирает, ей приходится сцеживатся, а малыш снова спит, не может разбудить. Сегодня пыталась докормить из бутылочки сцеженным молоком – немного поел. Спросила про роды – кесарево, про пописы – четыре памперса в день, сколько в разах – не знает. Рекомендую ей вызвать консультанта, причем достаточно быстро.
Ребенка нужно обязательно кормить, он явно получает недостаточно молока и слабеет все больше. Возможно, малыш неэффективно сосет из-за неправильного прикладывания, кроме того в родах ему было трудно, такие малыши часто нуждаются в помощи на начальном этапе кормления. А докорм из бутылочки приведет к путанице сосков, что еще больше затруднит добывание молока из груди. Мама соглашается, я записываю данные, передаю координатору.
Тем временем мы уже быстренько пообедали, и пора бежать за сестрой и дочерью в садик, а потом на гимнастику. До спортивной школы едем шумной компанией – из её группы ходит пять девчонок, нас подвозят обычно две мамы. Барышни буйно обсуждают события дня, валяются в сугробах на дорожке, ведущей к школе, пухлыми снеговиками вваливаются в раздевалку, а выскакивают стройными и грациозными котятами, со скакалками наперевес.
Они утекают вверх по лестнице, а мы с мальчиком идем на улицу копать снег, оставлять следы и заодно заходим в магазин, за хлебом и яблоками. Тут меня и застает звонок от Татьяны, у которой я была сегодня утром. Еленка взяла грудь! Маялась-маялась, что пососать нечего, да и присосалась, и даже заснула на груди. Вот это да, ай да мама Таня, ай молодец! Ведь чаще всего надо несколько дней только на то, чтобы малыш после отказа согласился только подержать грудь во рту. А у них вот такой прогресс сразу. Пока я слушала и хвалила их с дочуркой, сын нагрузил под шумок огромный мешок конфет «коровка», а я их оплатила в обалдении, не глядя. Теперь год есть будем.
У меня он был насыщенный, сплошной забег, устала порядком. Но откуда же такое ощущение подъёма и радости? И вспоминаю – Леночка грудь взяла. Это так просто и так удивительно – кормить грудью. Я помогаю в этом другим мамам, когда возникают трудности, они такие разные, но чаще нам удается найти верный путь. Это очень женская работа – консультант по грудному вскармливанию. Когда ребенок меняет твой взгляд на мир, ты понимаешь, что то, чем занимался раньше — уже не для тебя, а что хочешь и можешь делать сейчас — непонятно — накрывает тоска и потерянность.
Хочется работать, но чтобы не оставлять надолго детей, чтобы свободный график, чтобы приносило хоть какое-то количество денег, чтобы все время учится чему-то новому. О, нового будет много, очень много. Чтобы помочь качественно и разобраться в ситуации, консультанту полезны знания из анатомии, педиатрии, психологии, неврологии, гинекологии, ароматерапии – поле для развития безгранично. Я нашла то, чем интересно и хочется заниматься, это очень важно для меня. Психологи говорят, что работа в помогающей профессии приносит удовольствие – это так. То, что я делаю – настоящее.
Смотрите также: вебинар Ирины Рюховой «Введение в материнство»
Цикл вебинаров Ирины Рюховой «Кормим грудью. Основы»