Мальчик в начальной школе. Часть II

nachal'naya-shkola-dlya-rebenka

Марина Озерова, педагог, психолог: Мы говорили о том, что до шести лет мальчик «мамин», и для него очень важно полностью насытиться этим периодом и пройти эдипов комплекс, «первую любовь к первой женщине» (маме), и накопить на все будущее запас уверенности в женской любви. Теперь, примерно лет с шести (границы, как всегда, условны), мальчику требуется наставник, ему необходим мужской авторитет, в нем есть потребность в формировании собственного маскулинного образа, ориентируясь на выбранный образец.

Мы уже как-то упоминали, что в период 6-10 лет ребенку необходимо увидеть и попробовать множество видов человеческой деятельности — для того, чтобы в подростковом возрасте у него сформировался образ того, чем он собирается заниматься профессионально. Ребенок не может познавать деятельность в теории, ему нужно все пробовать активно. Для мальчика это особенно важно, поскольку мальчики дольше девочек сохраняют главенство кинестетического (двигательного) канала восприятия. В этом возрасте (с шести лет) мальчику необходим такой человек, который может выступать харизматическим лидером и «влюбить» его в какую-либо созидательную деятельность. Как раз с этой целью раньше мальчиков отдавали в подмастерья, чтобы он, наблюдая за работой влюбленного в свое дело профессионала, перенимал эти качества.

Даже в обычной речи типично «мужские» действия отличаются от типично «женских» законченностью, тогда как женские скорее относятся к рутине: «прибить полки» или «вышивать крестиком».

Первое несет в себе конкретное действие, которое можно закончить и получить результат, второе — бесконечный однообразный процесс. Понятно, конечно, что женщине больше, чем мужчине, нужно быть вовлеченной в рутину — в связи с бытовыми домашними делами («поддерживать огонь в очаге»), и с ухаживанием за маленькими детьми (многократно повторяющиеся ежедневные действия). Мужчины более нацелены на конкретное действие, на результат, а не на процесс.

Теперь вспомним первый класс — результат как таковой либо недостижим (невозможно выучить математику! это процесс на все годы обучения), либо не подразумевается (пропиши эти буквы — здесь есть только рутинный процесс, нет четкого результата). Таким образом, мальчик лишается прохождения этого «результативного» компонента, который очень легко было достичь юным подмастерьям когда-то (вот конкретная деятельность и осязаемый результат). На первый взгляд может показаться, что здесь та же система «копипаст» — сидит мастер, делает некие изделия, мальчик сидит и подражает.

Но цель обучения была перенять ремесло, и в итоге сделать свой «каменный цветок», то есть овладеть техникой, а не идеей. Хороший мастер — это когда на основе известной техникой может предложить новаторскую модель.

В современной модели обучения (если мы не берем военные училища или религиозные школы) в начальной школе, как раз в возрасте, когда мальчику нужен наставник как представитель определенной профессии, у него появляется учительница. То есть, мальчик уходит от сильного женского авторитета (мамы) не к мужскому, как надо бы, а к еще более сильному женскому!

В современном обществе считается, что авторитет учительницы начальных классов должен быть выше родительского. Кроме того, что учительница не может быть «мужским авторитетом», она еще не дает развиваться профессиональным интересам — ее деятельность никак не может служить мальчику примером для подражания и никто из мальчиков не мечтает стать учителем начальных классов, то есть сразу уходит любознательность и нет мужского образа, которому хочется подражать.

Смотрите также вводную онлайн-лекцию педагога, психолога Анны Быковой «Как пережить учебный год без валерьянки»
Чек-лист для родителей «Школа без крайностей»

Оригинал

Статьи на тему:

  • {ln|Мальчик в начальной школе}
  • {ln|Отличия мышления мальчиков и девочек и обучение в начальной школе}
  • {ln|Отличия мальчиков и девочек и обучение в начальной школе. Часть II}
[jetpack-related-posts]

Статьи по теме

О проекте

Концепция портала СОЗНАТЕЛЬНО.РУ отражает вдумчивый, научно обоснованный и естественный подход к воспитанию детей, здоровью семьи, построению добрых и гармоничных отношений. Собранная здесь информация будет наиболее интересна настоящим

читать подробнее

Контакты

© 2009-2024. СОЗНАТЕЛЬНО.РУ. Все права защищены.

Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика