Учимся кормить у тех, кто кормит грудью

uchimsya-kormit-u-tex-kto-kormit-grudyu

Наталия Гербеда-Вилсон, Лидер Ла Лече Лиги: Исторически девочки учились тому, как кормить грудью, наблюдая за своими матерями, старшими сестрами, тетями и соседками. Вопреки распространенному убеждению, что кормление грудью — естественный рефлекторный процесс, грудное вскармливание — приобретенный навык, которому нужно учиться.

Хотя большинство млекопитающих относительно успешно выкармливают потомство без предварительной подготовки, приматы, к которым относится и человек, являются исключением из правил. Для того, чтобы у самки приматов получилось кормить грудью, ей нужно увидеть и пронаблюдать, как другие самки кормят грудью, а так же попробовать кормить самой. Самки горилл, орангутангов и шимпанзе, которых вырастили в неволе, изолированно от других приматов, не умеют кормить грудью.

Исследователи заметили, что если те же самые приматы живут в неволе, но при этом, их растят не люди, а их собственные матери, и у них есть возможность наблюдать за другими самками с потомством, а так же, если им как-то помогли выкормить первенца, то у них лучше получается и кормить грудью, и вырастить детенышей.

Все это указывает на то, что даже когда у детенышей приматов есть врожденный сосательный рефлекс, то матерям все же нужно учиться, чтобы успешно выкормить потомство. Особенно примечательно, что чем умнее примат, тем больше необходимость в обучении навыкам кормления грудью (Volk, 2009).

Медицинские заблуждения губят грудное вскармливание

Если кормлению грудью надо учиться, естественно встает вопрос: » У кого учиться?” С начала ХХ века постепенно укрепилось мнение , что питание детей в целом и грудное вскармливание в частности — медицинский вопрос, поэтому учиться кормлению грудью женщины должны у врачей. Еще в конце ХIХ — начале ХХ века российские врачи сетовали на то, как неправильно кормят грудью жительницы Российской империи, и писали руководства и справочники о том, как надо правильно кормить грудью.
На самом деле, женщины всегда знали, как кормить грудью. Анализ медицинской и антропологической литературы показал, что в начале XX века врачебные советы повредили грудному вскармливанию, а пренебрежение к женскому опыту было беспочвенно (Gerbeda-Wilson, 2012). (Сравнительный анализ материнского опыта кормления, дореволюционных медицинских и современных научных представлений о грудном вскармливании). Недавнее исследование российского ученого, кандидата медицинских наук Якова Яковлева показало, что почти 100% будущих врачей считают, что женщинам нужна дородовая подготовка к грудному вскармливанию, и 95% студентов медицинских ВУЗов считают, что именно врачи должны учить женщин кормить грудью.
Кормящие матери должны черпать знания о кормлении грудью от врачей или из книг, при этом опыт кормящих женщин не вызывает никакого доверия у будущих врачей точно так же, как и 100 лет назад (Яковлев, 2011). Однако исследования показывают, что если женщина обратилась за помощью к врачам, у нее скорее не получится кормить грудью, причем это относится, как к вопросам, напрямую связанным с кормлением грудью, так и к вопросам, которые связаны с болезнью матери или ребенка.
Среди факторов, которые приводят к провалу кормления грудью — чрезмерное и часто необоснованное вмешательство в роды; разлучение матерей и новорожденных после родов, докорм смесями в роддоме, плохое и недостаточное обучение медработников азам грудного вскармливания, особенно, практическим навыкам помощи с наиболее распространенными сложностями; а также отсутствие знаний о лечении заболеваний во время грудного вскармливания, что приводит к беспочвенным советам прекратить кормить грудью совсем или на время лечения (American Public Health Association, 2007; Feldman-Winter, Schanler, O’Connor, & Lawrence, 2008; Hussainy & Dermele, 2011).
Очень часто врачи считают, что кормление грудью и кормление смесью примерно одинаковы, потому что лишь в 6-15% медицинских исследований искусственное питание упоминается в связи с риском для здоровья, а большая часть научной литературы вообще не упоминает смеси, создавая ощущение, что они абсолютно безвредны (Smith, Dunstone, & Elliott-Rudder, 2008). Отсутствие знаний о вреде искусственного вскармливания и навыков решения распространенных проблем, связанных с грудным вскармливанием, увеличивает вероятность, что врач посоветует бросить кормить грудью (Feldman-Winter, 2010).
Исследование Якова Яковлева выявило, что у российских врачей есть некие теоретические знания о полезности кормления и гормонах, которые отвечают за выработку и прилив молока, но при этом у них совсем нет практических навыков помощи кормящим женщинам, которые жалуются на трещины сосков или на то, что у них мало молока. Врачи так же склонны рекомендовать регулярный допой водой и сцеживания после кормлений, что может плохо влиять на кормление грудью. 94% будущих врачей так же считает, что искусственное питание оптимально для детей до года, что указывает на предубеждение о том, что кормление грудью и кормление смесью взаимозаменяемы и ничем не отличаются (Яковлев, 2011).
Исследование о влиянии медицинского обучения на грудное вскармливание показало, что женщины, которые обучались у медиков, хуже относятся к свободному вскармливанию по требованию ребенка, допаивают детей младше 6 месяцев водой, регулярно сцеживаются после кормлений и чаще докармливают детей смесями. Было выявлено, что женщины, которые вообще никак не обучались кормлению грудью, более успешно кормят грудью, чем женщины, которые учились у врачей (Яковлев и Манеров, 2008).

Кормящие женщины возрождают кормление грудью


Сами же успешно кормящие женщины в первую очередь обращаются за информацией и поддержкой к другим кормящим женщинам, а так же доверяют опытным кормящим значительно больше, чем другим источникам информации. Менее 1% женщин, которые настроены кормить грудью, обращаются за информацией к врачам, более того, врачи не вызывают вообще никакого доверия в вопросах, связанных с грудным вскармливанием.
Знания и практические навыки кормящих женщин во-первых, способствуют успешному продолжительному кормлению грудью сегодня, во-вторых, соответствуют современным рекомендациям в медицинских пособиях, а в-третьих, похожи на основные принципы успешного вскармливания женщин в Российской империи до революции, таких как кормление по требованию и кормление в течение нескольких лет, а не месяцев.
(Сравнительный анализ теоретических знаний и практических навыков у студентов медицинских ВУЗов и у кормящих матерей). Ренессанс грудного вскармливания в развитых странах начался не с подачи медицины, а усилиями Международной Ла Лече Лиги, организации кормящих матерей, которая родилась в 1956 году, задолго до того, как Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) приняла ряд документов по пропаганде и защите грудного вскармливания в 1979-1981 годах (Breastfeeding Advocacy Timeline). В то время, как альянс между производителями искусственного питания и врачами почти полностью искоренил кормление грудью, опытные кормящие матери начали встречаться и делиться информацией и опытом, возрождая почти утерянное искусство грудного вскармливания (Palmer, 2009).
В доверительной и уважительной атмосфере беременные и кормящие женщины видят, как на самом деле в жизни выглядит кормление грудью, слышат жизненные истории о наиболее распространенных переживаниях мам, а также наглядно наблюдают за тем, как преодолеть те или иные трудности (United States Agency for International Development, 2004). В 2000 году на собрании ВОЗ/ЮНИСЕФ, посвященном вопросам питания детей грудного и раннего возраста, было сказано, что не существует более эффективной поддержки грудного вскармливания, чем материнская взаимопомощь (Palmer, 2009).
Кокрановский систематический обзор (2012) “Поддержка здоровых кормящих матерей со здоровыми доношенными детьми” показал, что профессиональная поддержка кормления грудью не так эффективна, как поддержка опытными матерями, как для начала кормления грудью, так и для поддержания кормления исключительно грудью до полугода.

Материнская взаимоподдержка — золотой стандарт поддержки грудного вскармливания

Почему же материнская взаимоподдержка работает, а медицинская модель обучения и поддержки нет? На обучающих курсах по грудному вскармливанияю женщины чаще всего слушают лекции, читают брошюры или смотрят образовательные фильмы о грудном вскармливании. В группах материнской взаимоподдержки женщины кормят грудью, наблюдают за тем, как кормят другие женщины, обсуждают насущные практические вопросы. Теория кормления грудью дополняет глубоко практические знания.
 Если мы посмотрим на “конус опыта” известного американского педагога Эдгара Дейла, то окажется, что у опытных кормящих женщин можно научиться конкретному практическому опыту, в то время как на лекциях в консультациях и роддомах обучение очень абстрактно. Из исследований о знаниях врачей видно, что теоретических знаний о кормлении грудью недостаточно для успешного кормления грудью.  Кормление грудью — прикладной навык. Общение между кормящими матерями хорошо вписывается в модель эмпирического (основанного на опыте) обучения, которую разработал американский педагог Дэвид Колб.
Женщины начинают кормить грудью сами или же наблюдают за другими кормящими. Свой личный опыт или наблюдения дают пищу для размышлений. Размышления наталкивают на формирование теорий о грудном вскармливании, которые затем можно применять практически. Такой подход сильно отличается от накопления теоретических знаний, которые никак не подтверждаются и не опровергаются личным опытом. Совсем неудивительно, что последний пункт “Десяти шагов к успешному грудному вскармливанию” ВОЗ  гласит: “Поощрять организацию групп поддержки грудного вскармливания и направлять туда матерей после выписки из родильного дома или больницы”. Учитесь грудному вскармливанию у кормящих женщин
  • Ходите на встречу группы поддержки грудного вскармливания еще во время беременности
  • Вступите в сообщество или зарегестрируйтесь на форуме кормящих мам
  • Поговорите о кормлении грудью со своими родственницами, подругами и знакомыми, которые кормили или кормят грудью
Смотрите также: вебинар Ирины Рюховой «Введение в материнство»
Цикл вебинаров Ирины Рюховой «Кормим грудью. Основы»
Вебинар Ирины Рюховой «Кормление подрастающего малыша от 6 до 12 мес»

Вебинар Ирины Рюховой «Кормление после года»

Библиография:

  • Яковлев, Я.Я., Манеров, Ф.К. Эффективность подготовки женщин к грудному вскармливанию на Юге Кузбасса. Бюллетень сибирской медицины, приложение 2, 192-199. http://yko.ucoz.ru/Pechat/5.pdf (выборочные данные в таблицах по презентации Якова Яковлева http://lllrussia.org/images/pdf/Yakovlev/Yakovlev_Yakov_Information_Sources.pdf)
  • Яковлев, Я.Я., Манеров, Ф.К., Фурцев, В.И., Казначеева, Л.Ф., Суровикина, Е.А.,  Лобанов, Ю.Ф., … и Шишацкая, С.Н. (2011).
  • Грудное вскармливание: результаты ретроспективного многоцентрового исследования уровня знаний будущих врачей. Социальная педиатрия и организация здравоохранения, 10(5), 10-16. Bзято из http://yko.ucoz.ru/Pechat/55322396.pdfAmerican Public Health Association. (2007).
  • A call to action on breastfeeding: a fundamental public health issue [Policy statement]. Взято из http://www.apha.org/advocacy/policy/policysearch/default.htm?id=1360 Breastfeeding Advocacy TimelineFeldman-Winter, L., Schanler, R., O’Connor, K., & Lawrence, R. (2008).
  • Pediatricians and the Promotion and Support of Breastfeeding. JAMA Pediatrics, 162(12):1142-1149. doi:10.1001/archpedi.162.12.1142Feldman-Winter, L. (2010).
  • Residency curriculum improves breastfeeding care. Pediatrics, 126(2):289-97. doi: 10.1542/peds.2009-3250Gerbeda-Wilson, N., & Powers, N. Cultural practices and medical beliefs in pre-revolutionary Russia compared to modern textbook advice: did Russian women breastfeed the «wrong» way? Breastfeeding Medicine, 7(6):514-20. doi: 10.1089/bfm.2011.0153Hussainy, S., & Dermele, N. (2011).
  • Knowledge, attitudes and practices of health professionals and women towards medication use in breastfeeding: a review. International Breastfeeding Journal, 6:11 doi:10.1186/1746-4358-6-11Smith, J., Dunstone, M., & Elliott-Rudder, M. (2008).
  • ‘Voldemort’ and health professional knowledge of breastfeeding – do journal titles and abstracts accurately convey findings on differential health outcomes for formula fed infants? [Working paper series]. Australian Centre for Economic Research on Health, 4. (резюме на русском языке).Palmer, G. (2009).
  • The politics of breastfeeding: when breasts are bad for business. London: Pinter and Martin.Renfrew, R.,McCormick, F.,Wade, A., Quinn, B., & Dowswell, T. (2012).
  • Support for healthy breastfeeding mothers with healthy term babies. Cochrane Database of Systematic Reviews, 5, Art. No.: CD001141. doi: 10.1002/14651858.CD001141.pub4United States Agency for International Development. (2004).
  • Mother-to-mother support for breastfeeding. Linkages project. Взято из http://www.linkagesproject.org/media/publications/frequently%20asked%20questions//MTMS_FAQ_update04-04.pdf (русский перевод)Volk, A. (2009). Human breastfeeding is not automatic: why that’s so and what it means for human evolution. Journal of Social, Evolutionary, and Cultural Psychology, 3(4), 305-314.

ФОТО Иветт Ивенс

[jetpack-related-posts]

Статьи по теме

О проекте

Концепция портала СОЗНАТЕЛЬНО.РУ отражает вдумчивый, научно обоснованный и естественный подход к воспитанию детей, здоровью семьи, построению добрых и гармоничных отношений. Собранная здесь информация будет наиболее интересна настоящим

читать подробнее

Контакты

© 2009-2024. СОЗНАТЕЛЬНО.РУ. Все права защищены.

Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика